text
MCFR.KZ Образование

Использование проектной деятельности на уроках специальных дисциплин

  • 17 апреля 2018
  • 77
Проектная деятельность
Проектная деятельность

Преподавателю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие современным требованиям.

                                                                         Читайте также эту статью на казахском языке 

Читайте также в журнале «Справочник классного руководителя»:

В рамках обновления содержания дошкольного воспитания и обучения, ориентированного на усовершенствование менеджмента и мониторинга развития дошкольного образования, повышение престижа профессии педагога-дошкольника критерием успешности для будущего специалиста становится не столько результативность в изучении учебных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания, приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами, выработка у обучающихся стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания. 

Для повышения эффективности образовательного процесса преподаватель использует современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями: традиционное и личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, дифференцированный подход к обучению, метод проектов, исследовательские методы в обучении, лекционно-семинарско-зачетная система, технология использования в обучении игровых методов (ролевых, деловых, и других видов обучающих игр), здоровьесберегающие технологии, система инновационной оценки «портфолио» т. д.

При организации учебных занятий предусматриваются различные формы обучения: лекции, лекции-беседы, практические занятия с применением технических средств обучения, деловые игры и т. д. Изучение специальных дисциплин в Алматинском гуманитарно-педагогическом колледже № 2 тесно связано с прохождением производственной практики в дошкольных организациях.

Для побуждения активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом используются активные стратегии и методы обучения: проблемные беседы, дискуссии, творческие практические и самостоятельные работы, дидактические игры и др. Активные методы обучения могут использоваться как на традиционном, так и на нетрадиционном уроке, применяются на семинарах, практикумах, факультативах, внеаудиторных и других формах организации обучения. В настоящее время в практике нашей работы активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи. Согласно государственному образовательному стандарту РК обучающийся педагогического колледжа в процессе учебы должен овладеть общими и профессиональными компетенциями. Общие компетенции – это универсальные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся для продуктивной образовательной деятельности. Профессиональные компетенции – это знания, умения и навыки, которые позволяют успешно решать профессиональные задачи.

Метод проектов дает возможность обучающимся активно проявить себя в системе производственных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.

Можно выделить несколько видов проектов в соответствии с наиболее значимыми признаками деятельности.

Классификация типов проектов

По продолжительности времени

краткосрочные

среднесрочные

долгосрочные

По использованию дидактических средств

информационные и коммуникативные

классические

По способу преобладающей деятельности

исследовательские

познавательные

творческие

игровые

практико-ориентированные

По количеству участников в проекте

индивидуальные

коллективные

парные

групповые

По уровню интеграции

предметные

межпредметные

Формируя у обучающихся опыт проектной деятельности, мы используем два основных направления:

  • использование проектных технологий в процессе изучения различных специальных дисциплин (методика ознакомления детей с природой и основами экологии, методика формирования элементарных математических представлений, методика развития речи и др.), предусмотренных учебным планом;
  • включение обучающихся в реализацию творческих проектов, в том числе связанных с будущей профессиональной деятельностью по специальности 0101000 «Дошкольное воспитание и обучение».

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться определенным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В своей педагогической деятельности преподаватели используют как персональные, так и групповые учебно-исследовательские проекты. Преимущества групповых проектов заключаются в том, что у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, в ходе которого каждый обучающийся в зависимости от своих сильных сторон наиболее активно включается в определенный этап работы. Всё это способствует формированию общих и профессиональных компетенций.

«Actualis: Образование»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Образование»


В ходе реализации таких проектов было отмечено, что обучающимся в процессе выполнения проектного задания требуются не только учебные и профессиональные знания, но и умения организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, принимать решения, нести ответственность за результаты своей работы, работать в коллективе, использовать информационно-коммуникационные технологии при выполнении работы, оформлении результатов и др.

Структура организации проектной деятельности

  • Разработка концепции проекта: определение темы и целей проекта.
  • Планирование проекта: определение источников информации, способов сбора и анализа информации, способов представления результатов и процесса, распределение задач, обязанностей.
  • Исследование: сбор информации, решение промежуточных задач при помощи основных инструментов: наблюдений, экспериментов.
  • Результаты/выводы: анализ информации, формулировка выводов.
  • Защита проекта.

Примером одного из типов проектов может служить практико-ориентированный проект «Ярмарка педагогических идей». «Деловая игра» используется для обозначения специально организованной имитации реальных или потенциально возможных педагогических ситуаций, а также действий воспитателей в таких ситуациях. Это важный и необходимый способ активизации мыслительной деятельности. Кроме того, игра является прекрасным диагностическим материалом. Она отражает готовность обучающихся к будущей профессиональной деятельности.

Игра проводится поэтапно:

  • формирование групп-компаний разработчиков программных продуктов;
  • выполнение практического задания и подготовка своего проекта;
  • презентация проекта;
  • подведение итогов.

Темы экологических проектов могут быть разными: «Помогите птицам зимой», «Зеленый уголок природы», «Экологическая тропинка», «Мир животных уголка природы», «Волшебница вода», «Мир удивительных открытий», «Лекарственные растения» и т. д.

Завершение проекта включает подведение итогов защиты проекта. Оценивание работы идет по основным разработанным критериям.

Дальнейшее использование в образовательном процессе проектной деятельности позволяет не только обеспечить продвижение обучающихся по компетентностной образовательной траектории, но и способствует подготовке высококвалифицированных специалистов педагогов дошкольного образования, преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, способствует реализации творческого потенциала, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться. Это в конечном счете формирует общие и профессиональные компетенции выпускников организации среднего профессионального образования, обеспечивающие конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

Источникжурнал «Методист организации образования»

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Мы в соцсетях
Простите, что мы прерываем ваше чтение

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций и защитить авторские права редакции.
После регистрации у вас будет доступ ко всем материалам и сервисам на портале.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты