text
MCFR.KZ Образование

Содержание воспитательной работы на примере интеллектуальных школ

  • 13 апреля 2018
  • 25
Содержание воспитательной работы на примере интеллектуальных школ

Особенностью воспитательной системы интеллектуальных школ является реализация ценностей образования посредством создания проектов по воспитательной работе и ключевых событий года.

Читайте также эту статью на казахском языке


Читайте также в журналах:

Воспитательная работа в системе дополнительного образования

Новое содержание образования

Воспитание как основной приоритет образования

Ключевые события – это общесетевые мероприятия, которые являются завершением каждого направления воспитательной работы. Деятельность заместителя директора по воспитательной работе сосредоточена на том, чтобы учащиеся школы смогли сделать в дополнение к обучению то, что они уже знают и умеют. Цели, задачи и желаемые результаты обучения и воспитания имеют общий интерес – умение применять полученные знания в повседневной жизни.

Деятельность заместителя директора по воспитательной работе в интеллектуальных школах направлена на:

  • формирование научно-исследовательских навыков у учащихся;
  • умение разрешать критические вопросы и моменты;
  • поощрение рефлексии и независимого мышления;
  • понимание и взаимодействие с ключевыми глобальными вопросами, с которыми придется столкнуться учащимся в дальнейшей жизни.

Организовывая урочную и внеурочную деятельность, учащиеся расширяют свое понимание и возможности, выбирают и изучают темы, которые имеют большое значение на личностном, местном, национальном и глобальном уровнях. Ученики учатся оспаривать суждения, принимают ответственность, привлекают мнение и аргументы других, разрабатывают и исследуют проекты. Также они учатся поощрять развитие, тщательно и уверенно представлять свою точку зрения и суждения. При этом учащиеся формируют навыки анализа, синтеза и оценки аргументов, размышляют о последствиях своего проекта.

«Actualis: Образование»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Образование»


Метод проектов

Метод проектов был разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи. В нем большое внимание уделяется принципу «обучение через деятельность». Обучение строится на активной основе через целесообразную деятельность ученика. Важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые пригодятся им в реальной жизненной ситуации.

В основе метода – развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую, которую ученики выполняют в течение определенного отрезка времени.

Метод проектов органично сочетается с групповыми методами, предполагает решение какой-либо проблемы. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т. е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

В педагогической практике применяются разнообразные виды проектов, которые могут использоваться для содействия обучению.

Разнообразие и классификация проектов

По виду основной деятельности

Исследовательский проект. Учащиеся используют первичное исследование (часто вместе со вторичным исследованием) для ответа на конкретные вопросы. Такие проекты часто являются структурированными.

Информационный проект. Ученики собирают и анализируют имеющуюся информацию по определенной теме. Обобщают информацию и делают выводы, которые можно использовать для сообщения другим.

Творческий проект. Детям дают краткое описание творческого задания (например: написать газетную статью, сценарий; снять видео). Учащиеся выбирают, как они хотят выполнить такое задание.

Проектно-ролевая игра. Школьникам раздают роли (например: бизнес-роли или литературные герои). Затем они выполняют проект, часто групповой, исполняя свою роль.

Практико-ориентированный проект. Предполагаемые результаты проекта представляют личный интерес для учащихся и/или имеют социальное значение.

По количеству включенных предметов

  • Один предмет («монопроект»).
  • Межпредметный.

По предполагаемым результатам проекта

  • Письменные результаты проектной деятельности (отчет, эссе, каталог, письмо, газетная статья, альманах и т. д.).
  • Визуальные результаты (альбом, план, карта, схематическая диаграмма, плакат, картина, анимация и т. д.).
  • Устные выводы (презентация, дебаты, драма, запись, видео и т. д.).
  • Результаты в виде изделия (изделие, соответствующее заданию на проектирование, 3D-модель и т. д.).
  • Результаты в виде мероприятий (выставка, выезд, проект по охране труда, социальный проект и т. д.).

По количеству участников

  • Индивидуальный.
  • Парный.
  • Групповой.
  • Групповой с привлечением участников из разных школ/стран (с использованием электронных средств связи).

По длительности проекта

  • Краткосрочный.
  • Среднесрочный.
  • Долгосрочный.

Основные требования к использованию метода проектов

Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и пр.).

Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (доклад о демографическом состоянии в регионе, о факторах, влияющих на это состояние; совместный выпуск газеты, альманаха; охрана леса; план мероприятий и пр.).

Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов мозговой атаки, круглого стола);
  • выдвижение гипотез их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений и пр.);
  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в журнале № 4-2018 «Справочник классного руководителя».

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты