text
MCFR.KZ Образование

Мониторинг оценивания профессиональной компетенции и результативности педагога в рамках обновления образования

  • 12 апреля 2018
  • 109
Мониторинг оценивания
Мониторинг оценивания

Ключевым приоритетом образовательных программ должно стать развитие способности к постоянной адаптации к изменениям и усвоению новых знаний. В среднем образовании начат переход на обновленное содержание, который будет завершен в 2021 году. Это абсолютно новые программы, учебники, стандарты и кадры. Потребуется пересмотреть подходы к обучению и росту квалификации педагогов.

Читайте также эту статью на казахском языке


По данной теме читайте статьи:

Обновленное содержание образования

Профилактика терроризма и экстремизма в школе

Обновление содержания образования: психологическая поддержка участников образовательного процесса


Ключевым приоритетом образовательных программ должно стать развитие способности к постоянной адаптации к изменениям и усвоению новых знаний. В среднем образовании начат переход на обновленное содержание, который будет завершен в 2021 году. Это абсолютно новые программы, учебники, стандарты и кадры. Потребуется пересмотреть подходы к обучению и росту квалификации педагогов.

Совершенствование учителем своей профессиональной компетентности в образовательном пространстве в соответствии с глобальными изменениями и реформами в области статуса, роли и места учителя, а так же как главного координатора управления знаниями в рамках становления конкурентно-способного и конструктивного человеческого потенциала государства, является одной из важных проблем и задач в области образования настоящего времени. Какие бы сегодня ни проходили преобразования в школах, в итоге они возлагаются на конкретного исполнителя – учителя.

Школьный учитель, является сегодня единственной значимой фигурой для внедрения и освоения в практике всевозможных инновационных методов и форм обучения. Школьный учитель должен обладать необходимыми компетенциями для успешной реализации задач, поставленных в обновленном содержании образования.

Сегодня все должны понять то, что мы стоим на переломном этапе реформирования и переосмысления образовательного пространства, где активно, а порой и критически обсуждается целый комплекс изменений ключевых моментов, где в качестве приоритетного направления выдвигают компетентностный подход.

Этот подход рассматривается как полная переориентация основной образовательной парадигмы. На место освоения знаний, умений и навыков (далее – ЗУН) должна прийти совершенно новая структура образования, где создаются все условия для овладения набором компетенций, направленных на формирование и воспитание личности, способной жить и адаптироваться в условиях изменяющегося мира, в котором мы живем. Говоря простым языком, образование не должно сегодня зацикливаться над задачей научить ЗУН на всю жизнь. Нужно научить обучаться в течение всей жизни и пользоваться полученными знаниями на практике, т. е. развивать в обучаемых необходимые в будущем ключевые компетенции, уровень сформированности которых зависит от компетентности и личности самого учителя. Сегодня с уверенностью можно сказать, что именно такой педагог способен обеспечить положительные результаты в образовательном процессе. Компетентный учитель должен направить свою деятельность для достижений целей и задач современного образования. Он призван правильно мыслить, уметь прогнозировать, анализировать и оценивать результаты деятельности, моделировать и проектировать структуру процессов обучения.

Компетенция (от лат. соmpeto – добиваюсь, соответствую, подхожу) – это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач.

Компетентность (от англ. competence) – совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Современному учителю, как мы видим из этих определений, чтобы участвовать и реализовывать задачи компетентностного подхода в обновленном содержании образования, нужно владеть прежде всего ключевыми компетенциями в этой области, а уже потом в своей педагогической деятельности применять и показывать достижения результатов профессиональной компетентности.

Главными в профессиональной деятельности компетентного педагога становятся следующие направления:

  • осмысление целей и задач;
  • понимание происходящих реформ;
  • ошибки и риски;
  • ориентир направления.

Компетентным можно называть такого учителя, имеющего следующие характеристики:

  • осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне;
  • постоянно достигает высокой результативности в мониторинге обучения и воспитания учащихся;
  • занимается развитием профессиональной компетентности как процессом усвоения и модернизации своего опыта;
  • ведет свою деятельность к развитию профессиональных, личностных и индивидуальных качеств;
  • накапливает профессиональный опыт через непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование.

Давно назрела необходимость пересмотра профессиональной компетенции в деятельности современного учителя. Нужно разрабатывать новую форму внутришкольного контроля над повышением качества профессиональной деятельности педагога.

Предлагаемый мониторинг профессиональной компетенции деятельности учителя состоит из 20 критериев. Для его проведения в школе создается экспертная комиссия из числа администрации, руководителей МО, профсоюзного комитета. Каждый учитель предоставляет для проведения оценивания его деятельности особый вид портфолио, состоящий из 20 подтверждающих документов на каждый критерий. В середине учебного года педагог проводит самооценку по данному мониторингу. В конце учебного года экспертная комиссия проводит итоговое оценивание на основании предоставленных документов. Результаты мониторинга обсуждаются на методическом совете школы, доводятся под подпись и выдаются каждому учителю. После обсуждения итогов оценивания учителя разрабатывают план на будущий учебный год, в котором вырабатывают пути решения полученных проблемных результатов, т. е. создается программа повышения своей компетентности для улучшения результативности мониторинга в будущем.

Основная часть критериев взята из требований, которые предъявляются к квалификационным характеристикам, предъявляемым к той или иной категории учителей при прохождении аттестации. Баллы соотношения к категориям составлены путем усреднения ожидаемых результатов, полученных в ходе эксперимента.

Разберем каждый из критериев и рассмотрим систему оценивания.

Продолжение читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» № 4-2018 г.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Мы в соцсетях
Простите, что мы прерываем ваше чтение

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций и защитить авторские права редакции.
После регистрации у вас будет доступ ко всем материалам и сервисам на портале.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль