Психологические проблемы школьной отметки и оценки

148
Психологические проблемы школьной отметки и оценки
Поступление в школу – это значительное событие и новый этап в жизни ребенка. Для этого события характерно то, что приходят в противоречие два определяющих мотива поведения ребенка: мотив желания («хочу») и мотив долженствования («надо»). Если мотив желания всегда исходит от самого ребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми.

Оценка и отметка в социальной жизни школьника

Поступивший в школу ребенок становится крайне зависимым от мнений, оценок и отношения окружающих его людей. Осознание критических замечаний в свой адрес влияет на его самочувствие и приводит к изменению самооценки. Ребенок относится к взрослым и более старшим детям как к образцу, благодаря чему он выполняет нормативы поведения. Это приводит к тому, что он начинает испытывать страхи особого рода: что его посчитают смешным или слабовольным.

В большинстве случаев ребенок приспосабливается к новой жизненной ситуации, и в этом ему помогают разнообразные формы защитного поведения. В новых отношениях со взрослыми и сверстниками он продолжает развивать рефлексию. При этом, добиваясь успеха или терпя поражение, он может испытывать чувство превосходства над другими или зависть. В то же время развивающаяся способность к идентификации с другими помогает снять напор негативных образований и развить принятые позитивные формы общения.

В этот возрастной период часто встречаются психологические трудности, эмоциональные проблемы, нарушения поведения. Обычно среди причин такого рода проявлений процесса развития называют трудности, связанные со сменой социальной позиции и социальной ситуации развития (режим дня, отношения со взрослыми). Именно поэтому в 1-м классе введена безотметочная система (в первом полугодии). И именно поэтому в 1-м классе учителя дают знания высокого качества.

Оценка и отметка в школьной жизни ребенка

В практике работы школы используются отметки и оценки. Зачастую под отметкой понимается оценка и наоборот.

Оценка – это процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении. Оценка обычно выражается в вербальной форме и должна предшествовать отметке.

Отметка – это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности. Отметка выражается в баллах и выводится из оценки.

Школьная тревожность также напрямую связана с оценками и отметками. У школьников часто присутствует страх несоответствия ожиданиям окружающих, иногда возникает страх самовыражения, страх перед учителем.

Как показывают исследования, самый большой страх в школе – это страх ситуации проверки знаний. Если ученик постоянно получает отрицательную оценку, переживания неудачи провоцируют появление неуверенности в себе, вследствие чего снижается уровень притязаний. Это препятствует формированию положительного отношения к учебной деятельности, угасает мотивация.

Оценка и отметка оказывают значительное влияние на взаимоотношения детей с окружающими. Отметки могут быть причиной высокого или низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта в школе и семье, даже могут послужить причиной суицида. Если неуспех стойкий и ребенок постоянно слышит упреки в свой адрес, подвергается наказаниям, то он ищет способ сохранить сложившиеся отношения и предотвратить конфликты. Такими способами могут быть прогулы, обман, списывание.

Существует мнение, что оценки помогают проводить социальную селекцию: «удачники социализации» – отличники – поступают в университеты, получают доступ к престижным профессиям и должностям, высокой зарплате; «неудачники» скатываются на дно общества (преступники, нищие, безработные, бомжи). И часто всё начинается со школьных оценок. Вполне возможно, что неуспешный в учебе может со временем стать и неуспешным в жизни.

Дети по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам. Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, боясь выпустить ее из рук, особенно если это контрольная работа.

Неодинаково ученики реагируют и на замечание учителя «Ты допустил ошибку в работе». Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие с тревогой спрашивают: «Где? Какая?», безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться, ссылаясь на различные обстоятельства.

Самооценка ученика

Отношение к допущенным ошибкам, собственным промахам, недостаткам в учении и поведении – важнейший показатель самооценки личности.

Наиболее правильно реагируют на ошибки в своих работах дети с нормальной самооценкой: они самостоятельно и даже с интересом ищут ошибку. Дети с низким уровнем самооценки, если им предложить самим найти ошибку, обычно молча перечитывают работу несколько раз, ничего в ней не меняя. Нередко они сразу опускают руки и отказываются проверять себя, мотивируя тем, что всё равно ничего не увидят.

Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Дети с завышенной самооценкой могут и не расхваливать себя, но они охотно отрицают всё, что делают другие. Ученики с заниженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.

Ребенок не рождается на свет с определенным отношением к себе. Как и другие особенности личности, самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

Дети с высокой самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха как в учении и общественной работе, так и в играх.

Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность – неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.

Внимание!

Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его огорчает отрицательная оценка. Но что совсем выводит из строя, действует угнетающе и парализует желание работать, так это равнодушие, когда труд игнорируется, не замечается.

Оценка и отметка в семейной жизни ребенка

В семье оценка становится средством наказания или поощрения, а не критерием степени достижений.

Педагогическая отметка выступает как основа развития отношения семьи к ребенку. Если в школе отметка еще была связана с оценкой, то в семье ученика она выступает самостоятельно, без сопровождения оценки, поэтому раскрыть, осмыслить отметку не так легко. Подлинная ее задача заключается в том, чтобы потребовать от семьи усиления контроля и помощи школьнику в его учебной работе. Отметки детей во многом определяют не только взаимоотношения в семье, но и могут отражаться на самочувствии родителей.

По отметкам родители судят не только об отношении ребенка к учению, но и о нем самом: стал ли он заниматься усерднее или совсем забросил уроки; стал ли добрее, отзывчивее или ведет себя по-хамски. Когда ребенок получает отметку ниже пятерки, взрослый чувствует, что ребенок чего-то не знает, не умеет или не может и что ему надо помочь. Но что именно и как помочь, он не знает, так как отметка этого не раскрывает. Поэтому формы помощи ребенку порой оказываются крайне противоречивыми и недейственными.

Любые изменения в семейных отношениях вызывают у ребенка болезненные переживания. Так как ребенок по ряду причин не всегда может сохранить доброе отношение близких к себе из-за неудач в учении, он часто ищет пути предотвращения ожидаемых осложнений в семье. Приведем некоторые из них:

добывать желаемую отметку (например, с помощью списывания);

сотворять желаемую отметку (например, путем самовольного занесения ее в дневник и классный журнал);

скрывать получение плохой отметки;

предупреждать выставление низкой отметки (например, путем заблаговременного уведомления учителя о мнимой болезни матери);

пропускать уроки;

опаздывать на урок (пока идет опрос), а дома говорить, что ничего нового не было.

Внимание!

Если поначалу ребенок боялся последствий получения нежелаемой отметки и поэтому лгал, теперь он справедливо опасается более тяжелого наказания, так как его вина возросла. Стремясь сохранить созданное им мнимое благополучие, он прибегает к новым уловкам и ухищрениям.

Нередко, увидев, что отметка приобретает особую значимость для родителей, школьник начинает диктовать свои условия, которые должны быть удовлетворены (как плата за хорошие отметки).

Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в журнале № 4-2018«Справочник классного руководителя».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 237-77-11/12

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04, +7 (727) 237-77-13


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Только сегодня
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль