Сказкотерапия в учебно-воспитательном процессе

25
Сказкотерапия в учебно-воспитательном процессе
В процессе обучения необходимо развивать творческие, духовные возможности личности ребенка, формировать прочные основы нравственности, обогащать интеллект путем создания условий для развития индивидуальности.

Читайте также в журнале:

Воспитание как основной приоритет образования

Духовно-нравственное воспитание во внеучебной деятельности

Воспитательная работа в школе

Педагогу, работающему в школе, постоянно приходится изыскивать и апробировать различные средства, которые способствовали бы гармоничному развитию личности учащихся. В достижении этих целей неоценимую помощь может оказать сказкотерапия.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающей средой.

Основной принцип – целостное духовное развитие личности ребенка. Развитие может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» – нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами.

Сказкотерапия может стать важным инструментом в работе преподавателя:

все отдельные ее функции направлены к одной цели – помочь человеку развиваться наиболее оптимальным и естественным для него образом, реализуя свои творческие способности;

одна из задач образования – это создание оптимальных условий для естественного творческого развития детей, а сказкотерапия незаменима в достижении этих целей.

Привлекательность сказок для развития личности ребенка

Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.

Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей, жизненный выбор, взаимопомощь, любовь, борьба добра со злом. Победа в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: что бы ни происходило в сказке – всё заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что всё, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту.

Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события. Главный герой – собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий.

Основные приемы работы со сказкой

Анализ сказок. Цель – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. Данная форма работы применяется для детей в возрасте от шести лет, подростков.

Рассказывание сказок. Прием помогает развивать фантазию, воображение. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке.

Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки. Переписывая сказку, дописывая свой конец, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения – в этом заключается коррекционный смысл переписывания сказки.

Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (в семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности. Используя эту форму работы, преподаватель стимулирует развитие воображения учащихся. Детям можно предложить сочинить сказочную историю, используя уже имеющихся персонажей, или дать им возможность самостоятельно придумать и изобразить своего героя, наделив его определенными характеристиками.

Рисование по мотивам сказки. Развивает образное и ассоциативное мышление, стимулирует воображение. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.

В сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки. Всё, что описано метафорой, сказкотерапия может качественно использовать, подбирая каждому ребенку соответствующий его интересам жанр.

Виды и различия жанров

Притча – является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, прямо сформулирован. Обычно одна притча посвящена одному уроку. Притчу хорошо использовать с подростками, когда требуется философское осмысление какой-либо ситуации или явления. Притча чаще всего посвящена духовным аспектам жизненных уроков.

Басня – более короткая форма притчи с четко сформулированной моралью. Эволюция басни привела этот жанр к интонации нравоучения. Басни хороши в работе с подростками.

Легенда, былина, сага, эпос – повествование о реальных исторических событиях, как правило, героического содержания.

Миф – повествование о богах и героях. Несут информацию о смысле многих обычаев, о том, по каким законам была организована жизнь предков. Благодаря мифам можно ощутить особенности национального менталитета. Использование мифов полезно, с одной стороны,  для исследования проблемных взаимоотношений, c другой – для познания многообразия окружающего мира и общих закономерностей его устройства.

Сказка – наиболее многообразный жанр. Сказки разных народов имеют много общего. Они отражают общие закономерности развития событий, явлений, поступков, исходов. Кроме того, во многих сказках зашифрованы представления предков о будущем. Достаточно вспомнить ковер-самолет, летучий корабль, волшебное зеркало, яблочко-по-блюдечку, сани-самокаты, гусли-самогуды и пр. Если мифы рассказывают о далеком прошлом, то сказки часто рассказывают о далеком будущем

Народные сказки несут важные идеи:

Окружающий нас мир – живой. В любой момент всё может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает, начиная от людей и заканчивая растениями и рукотворными вещами.

Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.

Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.

Сюжеты сказок многообразны:

Сказки о животных, взаимоотношения людей и животных. Дети до восьми лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

Страшные сказки – сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. По опыту детской самотерапии, многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше девяти лет) и подростков.

Волшебные сказки – наиболее увлекательные сказки для тех, кому за 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.

Работа со сказками начинается с анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: рисование, изготовление кукол, драматизация.

Источник: журнал "Справочник классного руководителя" № 4-2018



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 237-77-11/12

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04, +7 (727) 237-77-13


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Только сегодня
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль