Как реагировать на неадекватное поведение ученика

236
Как реагировать на неадекватное поведение ученика
При всей сложности симптоматики и причин неадекватного поведения ученика грамотные действия педагога позволяют взять ситуацию под контроль.

Читайте также в журнале:

О чем говорят рисунки студентов

Тренинг «Я+Ты»

Психолого-педагогическая организация урока

Рассмотрим типичный набор причин, ведущих к вспышке отрицательных эмоций и странностям в поведении: от личных особенностей учащегося до семейных проблем и даже наследственности.

Что лежит в основе неадекватного поведения

Неадекватная реакция ребенка – это форма защитного поведения, призванная сохранить самооценку и пережить неудачу. Выражается в виде агрессии, негативизма, капризов, слезливости, немотивированного отказа от общения или деятельности.

С помощью неадекватной реакции ребенок пытается сохранить самооценку, которая строится на основе предыдущего опыта.

Типичный пример. После неправильного ответа у доски ученик выражает чувство обиды на учителя или одноклассников. Возникает эмоциональная лабильность, заторможенность, отрицание.

Природа неадекватного поведения

Опытный учитель (классный руководитель) в первую очередь выясняет природу, первопричину защитного поведения, которая широко варьируется от чисто физиологической (органическое поражение головного мозга, наследственность) до личностных особенностей, воздействия взрослых и среды. Рассмотрим типичные факторы.

Неблагополучие в семье

Нездоровый психологический климат в семье часто отражается на поведении учащегося. В таких случаях коррекции требует не столько поведение ребенка, сколько изменения в действиях взрослых.

Фактор стресса

Психику ребенка могут травмировать стрессовые ситуации в семье и в классе: рождение другого ребенка, конфликты со сверстниками. Главное, не запустить этот процесс, не позволить стрессу перерасти в патологическую черту личности.

Действия педагога

При всём многообразии неадекватного поведения ребенка, всегда есть общие моменты, на основе которых можно построить решение проблемы.

Ищите причину неадекватного поведения

В этом вам поможет сам ученик, который зачастую осознает, что ведет себя неправильно. Двигателем механизма детского неадекватного поведения являются отрицательные аффективные переживания. Как правило, они возникают в ситуациях неуспеха, когда ребенок сталкивается с невозможностью достичь собственного уровня притязаний.

Не переходите на личности

Дождитесь спокойной обстановки и побеседуйте с учеником лично. Постарайтесь избегать оценочного суждения и резких выражений. Лучше обсудить поступок, не вспоминая прошлые «заслуги» ученика и не провоцируя негативную реакцию.

Контролируйте негатив

Как бы ни было трудно сохранять спокойствие, лишь контроль над эмоциями даст педагогу ключ к решению проблемы. Не позволяйте ученику управлять ситуацией.

Не усугубляйте ситуацию

Стоит ли напоминать, что нельзя давать волю эмоциям и уж тем более применять физическую силу. Также не стоит втягивать в ситуацию посторонних людей, приводить в пример успешных учеников, говорить с сарказмом или ядом в голосе.

Позвольте ученику сохранить достоинство

Ученик не обязан немедленно подчиниться и успокоиться. Пусть выполнит задание сообразно возможностям. Главное, восстановить конструктивный настрой в классе и спокойно найти компромиссы.

Покажите детям пример доброжелательности

Дети всегда повторяют за взрослыми, они не изобретают новых форм поведения. Ваша доброжелательность и выдержка покажут ученикам путь к улаживанию конфликта. Справьтесь с эмоциями, а дисциплинарные меры подождут.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 237-77-11/12

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04, +7 (727) 237-77-13


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Только сегодня
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль