text
MCFR.KZ Образование

Как работать с гиперактивными детьми на уроках музыки

  • 14 марта 2018
  • 40
Как работать с гиперактивными детьми на уроках музыки
Как работать с гиперактивными детьми на уроках музыки

Всем воспитателям хотелось бы, чтобы на уроках музыки присутствовали дисциплинированные и ответственные ученики. Но в реальной жизни нам практически ежедневно приходится иметь дело с так называемыми гиперактивными детьми.


Музыкальное развитие детей с особыми образовательными потребностями

Диагностика музыкальных способностей детей

Оздоровление детей в музыкально-ритмической деятельности


Гиперактивных детей отличает не только неуемная энергия, но и зачастую отсутствие интереса к знаниям. Этим они существенно отличаются от холериков. И прежде чем обращаться за помощью к невропатологу, посовещайтесь с другими педагогами. Важно помнить, что проблемные дети являются полноправными учениками.

Игровые методы

Мой опыт музыкотерапии подсказывает, что с гиперактивным ребенком ни в коем случае нельзя бороться. В первую очередь надо избавить его от излишней активности.

В каком-то смысле учитель музыки получает больше возможностей в вопросах коррекции гиперактивности у детей. Ниже я перечислю собственные наработки в этой области.

Ролевые игры

Поручите ребенку задания, которые используют его активность. Например, роль лидера в группе, аниматора, назначьте его вашим помощником.

Метод игрового обучения

Данный метод хорошо работает на всех этапах музыкального урока: пении, слушании, композиции. Задача руководителя – помочь ученикам реализовать свой творческий потенциал:

  • Игра на ритм № 1. Развивает аудиальные и слуховые навыки. Учитель включает музыку и затем просит ребят повторить с помощью хлопков ритмический рисунок. Можно дать подсказку в виде цифр или букв. 
  • Игра на ритм № 2. Просим первого игрока вспомнить знакомую всем мелодию и воспроизвести ее ритм с помощью хлопков. Затем просим второго игрока угадать мелодию.
  • Игра на ритм № 3. Игра на развитие композиционных навыков. Первый ученик придумывает и воспроизводит собственный ритмический рисунок, а второй пытается повторить.
  • Игра с инструментом. Развивает мыслительные и ассоциативные способности детей. Детям поочередно дается музыкальный инструмент, чтобы они поочередно описали его одной фразой.

Занятия на свежем воздухе

Это хороший способ использовать для обучения любые уличные объекты: деревья, цветы. Можно освоить следующие виды занятий:

  • тематические уроки в виде эссе на определенную тему;
  • урок-слушание, в котором дети развивают фантазию. Наблюдаем за птицами и пытаемся графически изобразить их пение (например, с помощью символов).
  • урок-композиция, когда два игрока совместно создают песню, разделив роли.

Метод «Театр-класс»

Позволяет реализовать творческий запал гиперактивных детей. Например, дети перевоплощаются, совместно создают музыкальную драму. Метод позволяет организовать интеграционное занятие с другими учителями (с казахским и английским языком, драмой, изобразительным искусством).

Метод дыхательной гимнастики

Для гиперактивных детей особенно полезны дыхательные упражнения:

  • предлагаем ребенку понюхать цветок, причем сделать это эмоционально. Например, пусть сначала понюхает «с улыбкой», а потом «грустно».
  • предлагаем детям игру на воображение, пусть ребята изобразят чайники, которые выпускают пар.

Метод «Реакция на звуки»

Данный метод хорошо работает как в слушании, так и в пении. В слушании предлагаем детям воспроизвести звучание некоторых музыкальных инструментов. Чередуем инструменты, охватывая различные виды: ударные, духовые и струнные.

В пении активно используем так называемые попевки. Ведущий (воспитатель) задает детям интонации как акапельно, так и под аккомпанемент либо под барабаны.

Несмотря на постепенное усложнение задания дети активно вовлекаются в игру, старательно повторяя звучание инструментов.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Мы в соцсетях
Простите, что мы прерываем ваше чтение

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций и защитить авторские права редакции.
После регистрации у вас будет доступ ко всем материалам и сервисам на портале.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль