text
MCFR.KZ Образование

Обновление содержания образования и психологическая поддержка участников образовательного процесса

  • 12 марта 2018
  • 177
Обновление содержания образования
Обновление содержания образования

Психологическая безопасность входит в категорию социальной безопасности, так как школа является широко представленным в обществе социальным институтом, который может строить свою локальную систему безопасности.


По данной теме читайте статьи:

Обеспечение безопасности учащихся в организации образования

Планирование учебного процесса


Продолжая тему «Управление организацией образования в условиях изменений», необходимо рассмотреть вопрос создания психологически безопасной среды в общеобразовательной школе.

Сегодня мы всё делаем для того, чтобы предупредить детский травматизм в школе, но мало задумываемся над тем, что необходима и психологическая безопасность, и сохранение психического здоровья школьников. Очень модное выражение «здоровьесберегающая среда в школе» – это в первую очередь создание психологического комфорта в школьной среде.

Психологическая безопасность входит в категорию социальной безопасности, так как школа является широко представленным в обществе социальным институтом, который может строить свою локальную систему безопасности. Это так называемая система «человек–человек». Здесь можно говорить о психологическом риске, обусловленном использованием потенциально опасных психолого-педагогических технологий (или их полным отсутствием). Психотравмирующим может стать не только отношения «ученик–ученик», но и «учитель–ученик», «учитель–родитель» и т. д. С этой точки зрения школу можно рассматривать как объект высокого риска, так как она призвана выпускать «сверхсложный продукт» – психологически здоровую личность. Отсюда крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности или культуре психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды.

Одной из важных составляющих обновления содержания образования является поиск путей совершенствования оценки результатов обучения. Подобный поиск привел к так называемому «безотметочному» обучению в течение четверти. Отметка ставится только за суммативную работу за раздел (далее – СОР) и суммативную работу за учебный период (далее – СОЧ).


Критериальное оценивание


Одним из условий эффективного взаимодействия учителя с учеником считается развитие реалистической самооценки у учащихся, которая должна основываться на сравнении с предыдущими результатами. Сравнение какого-либо прогресса, достигнутого ребенком, относительно него самого гораздо целесообразнее, чем сравнение на основе нормативов. Это избавляет школьника от отрицательных эмоций и страха потерпеть неудачу в конкурентной борьбе за «хорошую успеваемость», которая стала в школьной системе самоценностью и стереотипом успешности.

Реалистическая оценка способствует также повышению мотивации обучения, положительному самовосприятию и самоотношению. Самое главное в учебной деятельности – это поворот человека на самого себя: оценка того, «чем я был» и «чем я стал», «чего я достиг» и «чего еще я могу достигнуть». Таким образом, оценка собственных изменений, рефлексия – важные качественные составляющие результата оценивания учебной деятельности школьника. В этом случае школьная оценка СОР и СОЧ не уничтожает, а поддерживает познавательный интерес ребенка к учебе, знаниям.

Что мы видим сегодня на практике?

Учителя столкнулись с тем, что они не знают или знают, но не умеют правильно подобрать средства формирования мотивов учения не зависящих от школьной отметки.

Как перестроится и адаптироватьсяв «безотметочной» системе?

Школьная отметка – это мощный мотивационный фактор, который влияет не только на познавательную деятельность, стимулируя или затормаживая ее. Отметка глубоко затрагивает все сферы жизни ребенка. Она превращается в характеристику личности ребенка, влияет на его самооценку, влияет на его статус в школе и социальное положение в семье. Для окружающих ребенка людей: родителей, родственников, учителей, одноклассников – очень существенно, «отличник» ребенок или «троечник».

Итак, текущую отметку «отменили». Что теперь делать? Как адаптировать пятиклассников и семиклассников к такой «безотметочной» системе, которые уже привыкли к торжествующей «пятерке», обнадеживающей «четверке», привычной «тройке» и угнетающей «двойке»? В чем разница «оценки» и «отметки»?

Отметка – это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний ученика.

Оценка – развернутая словесная характеристика результатов, прилежания, стремления, усилий и творчества учащегося. Отметка выводится из оценки и потому оценка должна предшествовать отметке, а не наоборот.

Главная задача оценки – установить глубину и объем индивидуальных знаний.

Функции оценки – обратная связь и подкрепление (поощрение). Оценивание является наиболее очевидным показателем уровня школьного образования, основным индикатором диагностики проблем обучения и средством осуществления обратной связи.

Отметка – это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах.

Учитель, ставя отметку в журнал, обыкновенно ориентируется на целый ряд позиций, в результате чего каждый балл становится интегрированным показателем уровня учащегося относительно

  •  определенного эталона;
  •  класса в целом;
  • себя самого в предшествующий период.

В практике обновленного содержания образования «оценка» – формативное оценивание, «отметка» – суммативное оценивание.

Продолжение читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» № 3-2018 г.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Мы в соцсетях
Простите, что мы прерываем ваше чтение

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций и защитить авторские права редакции.
После регистрации у вас будет доступ ко всем материалам и сервисам на портале.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль