text
MCFR.KZ Образование

Подушевое нормативное финансирование

  • 6 марта 2018
  • 247
Подушевое нормативное финансирование
Подушевое нормативное финансирование

Почти во всем мире признано, что наиболее предпочтительным методом распределения ресурсов на образование является схема «деньги следуют за учащимися», т. е. финансирование на основе спроса. Его часто называют «подушевым распределением средств» или «нормативно-бюджетным финансированием». Данный механизм финансирования означает, что объем финансирования прежде всего зависит от числа учащихся.

Международный опыт подушевого финансирования среднего образования показывает, что адресная система планирования во многом позволяет повысить эффективность расходования государственных средств по целевому назначению и обеспечить улучшенное качество обучения в долгосрочной перспективе.

Подушевое нормативное финансирование среднего образования представляет собой механизм финансирования школ из расчета числа учащихся и направлен на выравнивание базовых расходов на получение детьми среднего образования в соответствии с едиными требованиями ГОСО. При подушевом финансировании единицей планирования государственных расходов становится не школа, а ее ученик.

Переход на подушевое финансирование среднего образования предусмотрен Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2016–2019 годы.

Цель подушевого финансирования

Цель – повышение качества образования за счет усиления роли педагогического потенциала и развитие материально-технической базы школ.

При подушевом нормативном финансировании на первое место выходят ученики, их интересы и права в получении качественного образования. Повышается эффективность управления организационными и финансовыми вопросами организации образования (далее – ОО), повышается эффективность организации образовательного процесса. Всё это ведет к возникновению конкуренции между ОО за учащихся, учителей и дополнительные меры стимулирования их работы.

Апробация подушевого финансирования в среднем образовании начата с 01.09.2013 г. в 50 пилотных школах в 4 областях республики (Алматинская (4 школы), Актюбинская (15 школ), ВКО (12 школ) и ЮКО (19 школ)). С 01.01.2014 г. в апробацию включены еще 13 школ Акмолинской области. С 01.01.2017 г. в пилотный проект дополнительно включены 5 школ г. Астаны и 5 школ г. Алматы.

Анализ промежуточных итогов апробации подушевого финансирования среднего образования за 4 года показал следующее:

  • улучшились результаты ежегодного контроля успеваемости учащихся в среднем по всем уровням образования: с 54 баллов в 2013 году до 61,5 балла за 2016/2017 учебный год;
  • средний показатель ЕНТ в пилотных школах увеличился с 71 до 75,9 балла.

Внедрение подушевого финансирования отразилось и на воспитательном процессе, что позволило увеличить охват внеучебной деятельностью большего количества школьников.

Так, число кружков и секций для развития детей увеличилось на 1 175 единиц.

Количество проведенных внеклассных мероприятий только за прошлый учебный год составило 11 649 против 6 500 мероприятий в первый год апробации.

Доля учащихся-победителей, призеров, лауреатов конкурсов и соревнований (спортивные, предметные, научные, интеллектуальные) в 2016/2017 учебном году составила 24,6 % от общего числа учащихся, в то время как в 2012/2013 учебном году данный показатель составлял 18 %.

Увеличилось количество олимпиад, конкурсов, соревнований, в которых приняли участие учащиеся пилотных школ, и составило по итогам отчетного учебного года – 9 019 единиц (в 2012/2013 учебном году – 2 480 единиц).

Апробация подушевого финансирования отразилась и на активности педагогов:

  • в пилотных школах появились 83 педагога, имеющих академическую степень магистра;
  • количество методических пособий и иных изданий, выпущенных педагогами пилотных школ, составило 7 187.

В рамках объема подушевого финансирования у школ появилась возможность частично укрепить учебную и материально-техническую базу. Только за прошлый учебный год были приобретены спортивный инвентарь – 1 485 единиц, мебель ученическая – 2 435, компьютеры и оборудование – 470, учебные доски – 111, наглядные пособия и учебные материалы – 36 404, музыкальные инструменты – 124 единицы.

За период апробации формат пилота менялся несколько раз. На сегодняшний день в пилоте участвуют 1–11 классы. Поэтому подушевой норматив различается по

  •  уровню образования (1–4 классы, 5–9 классы, 10–11 классы);
  •  виду образовательных программ (общеобразовательные программы, коррекционные программы для учащихся с особыми образовательными потребностями);
  •  месторасположению школы (городская/сельская местность);
  •  месту обучения (в общеобразовательном классе, обучение на дому, обучение учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном классе).

Однако данное моделирование работает и во вред качеству образования, поскольку произошло ухудшение состояния учебно-материальной базы ОО, появились аварийные учебные заведения, имеют место поборы в школах.

На что же тратятся деньги в рамках подушевого финансирования?

Объем подушевого финансирования предусматривает следующие виды расходов:

  • оплата труда, выплата пособий на оздоровление к ежегодному оплачиваемому трудовому отпуску работников и взносы работодателя по налогам и другим обязательным платежам в бюджет;
  • расходы, связанные с образовательным процессом (приобретение печатных и экранно-звуковых пособий, технических средств обучения, учебно-наглядных пособий, демонстрационных пособий, школьной мебели, спортивного инвентаря и оборудования, раздаточных и контрольно-измерительных инструментов, музыкальных инструментов, художественных материалов, ученических приборов, настенных планшетов, раздаточного материала, гербариев, коллекций и муляжей, программного обеспечения для проведения онлайн-уроков и визуализации проектов, методического фонда в соответствии с нормами оснащения, а также бланков табелей, классных журналов и мела);
  • коммунальные расходы;
  • расходы на оплату услуг почтовой и телефонной связи, Интернета;
  • расходы на проведение текущего ремонта, содержание и обслуживание зданий, сооружений, технологического оборудования, компьютерной и оргтехники, интерактивных систем;
  • приобретение товаров, не применяемых в образовательном процессе, в том числе моющих средств, хозяйственных товаров и инвентаря, строительных товаров, канцелярских товаров, дезинфицирующих средств, мягкого инвентаря и посуды;
  • премирование работников;
  • расходы, связанные с подготовкой и участием обучающихся в научных, спортивных, творческих и интеллектуальных соревнованиях и мероприятиях и учебные расходы (приобретение сценических костюмов, спортивной формы для школьной команды, проезд учащихся к месту проведения мероприятий и обратно, взносы на участие; изготовление макетов для научных проектов и др.);
  • капитальные расходы;
  • оплата банковских (финансовых) услуг.

Продолжение читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» № 3-2017 г.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Мы в соцсетях
Простите, что мы прерываем ваше чтение

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций и защитить авторские права редакции.
После регистрации у вас будет доступ ко всем материалам и сервисам на портале.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль