text
MCFR.KZ Образование

Музыкотерапия в деятельности педагога-психолога

  • 12 марта 2018
  • 62
Музыкотерапия в деятельности педагога-психолога
Музыкотерапия в деятельности педагога-психолога

В современном обществе музыка является одним из видов художественно-эстетической деятельности. Еще древнегреческие философы отмечали роль музыкального искусства в эстетическом воспитании индивида и его положительное терапевтическое влияние на личность.

Известный педагог музыкотерпевт В. И. Петрушин считает: «Роль стрессогенных факторов в обществе, вызывающих психологическую нестабильность и дезорганизацию, ведет к невротизации как детей, так и взрослых, поэтому музыка традиционно считается одним из мощнейщих средств эмоциональной регуляции психической деятельности человека».

Музыка обладает способностью формировать характер. Можно классифицировать разные типы музыки, основанные на разных ладах, по их воздействию на характер. Один тип музыки вызывает меланхолию, другой – изнеженность и женственность, третий – непринужденность, четвертый – умение владеть собой, пятый – воодушевление и т. д. Музыка постоянно внушает слушателю какие-то эмоциональные состояния и воспроизводит их в нем, и эти эмоциональные привычки в конце концов становятся частью натуры.

Появляются данные о благоприятном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение и т. д.

Музыка может стать незаменимым средством педагогического регулирования эмоционального состояния, а также средством коррекции и реабилитации детей с проблемами в развитии, находящихся в трудной жизненной ситуации, с девиантным поведением.

Музыкотерапия – наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, которой многие люди пользуются, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний. С помощью музыкотерапии человек должен приобрести возможность лучше понимать себя и окружающий мир, свободней и эффективней в нем функционировать, а также достичь большей психической и физической стабильности.

В последние десятилетия стали встречаться новые трудности при использовании музыкотерапии: современный рынок цинично эксплуатирует музыкальную классику в коммерческих целях, музыкальные звонки мобильников, рекламные ролики, что наносит не только музыкальной культуре непоправимый ущерб, но также носит психологический аспект, который влияет на психику и эмоциональную чувствительность подрастающего поколения. Современная молодежь воспринимает мир сквозь набор примитивных мелодий. Поэтому в настоящий момент в профессиональной деятельности педагога-психолога и других педагогических профессий стоит вопрос о формировании музыкальной культуры подрастающего поколения, что остается главной и наитруднейшей задачей.

Современные исследования в области музыкотерапии в настоящее время развиваются по двум направлениям:

  • изучение художественно-эстетических закономерностей музыкального восприятия в эстетических, музыкально-теоретических и психолого-педагогических работах;
  • психофизиологические аспекты музыкотерапии – в работах психологов и физиологов

Музыкотерапия в профессиональной деятельности педагога-психолога может быть представлена в различных видах:

  • активная коррекционная музыкотерапевтическая деятельность, направленная на воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов;
  • динамическая музыкотерапия служит замыслу эмоциональной активизации слушателя;
  • регулятивная музыкотерапия направлена на провоцирование аффективно-динамических реакций, вызывая катарсис, духовное очищение, что определяется особенностями организации групповой дискуссии, возникшей в процессе музыкотерапии, чаще всего используется с ориентацией на коммуникативные задачи;
  • рецептивная музыкотерапия предполагает восприятие музыки с коррекционной целью.

Педагог-психолог организует с воспитанниками совместное прослушивание со специально подобранными произведениями музыкального искусства, затем они обсуждают собственные переживания, ассоциации, фантазии, возникшие в ходе прослушивания.

При этом реализуются различные профессиональные функции, а именно:

  • развивающая функция;
  • коммуникативная функция;
  • диагностическая и коррекционная функции;
  • конструкторско-организаторская функция;
  • координирующая, функция самосовершенствования.

Работа может проводиться индивидуально, в парах, группах, причем в парной или групповой работе, хорошо осознаются и отрабатываются поведенческие модели, связанные с взаимодействием, невербальным общением. Музыкальный материал выступает в подобных фрагментах занятий в качестве фона, не требующего специального вслушивания, осмысления, переживания содержания звучащего произведения. В процессе занятия возможны случаи гиперпассивного восприятия, после которого слушатель не может с уверенностью сказать, звучала ли музыка вообще. Здесь музыка выполняет функцию катализатора эмоциональных процессов, а внимание слушателя направлено на иные внутренние или внешние факторы, к примеру, на собственные мысли.

Главная сложность в данных процедурах заключается в точном подборе музыкального материала, соответствующего терапевтическим задачам. Комплексное коррекционное воздействие музыкотерапии используется педагогом-психологом в различных формах.

Различают три формы психокоррекции:

  • коммуникативная – совместное прослушивание музыки (поддержание взаимных контактов);
  • реактивная – взаимопонимание и доверие (наиболее простая форма музыкотерапии);
  • регулятивная – достижение катарсиса (снижение нервно-психического напряжения).

Продолжение читайте в журнале «Справочник музыкального руководителя» № 3-2018 г.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты