text
MCFR.KZ Образование

Квалиметрический подход к оценке качества дошкольного образования

  • 5 марта 2018
  • 158
Оценка качества дошкольного образования
Оценка качества дошкольного образования

Квалиметрия позволяет получить информацию о качестве оцениваемого объекта на любой стадии его жизненного цикла в количественной и качественной формах. Квалиметрия рассматривает оценку качества объекта как динамическую категорию.

                                                                            Читайте также эту статью на казахском языке 

Квалиметрический подход к оценке качества дошкольного образованияЧитайте практические статьи:


Музыкальные занятия детей в детском саду – это вступление в необычный, удивительный мир музыки.

Квалиметрический подход к оценке качества дошкольного образования

Для вашего музыкального руководителя полезные статьи:


Переход казахстанской школы к модели 12-летнего обучения, внедрение компетентностного подхода к оценке образовательных результатов на всех ступенях образования вызвали необходимость обновления контента дошкольного воспитания и обучения РК.

Новый образовательный контент подразумевает дальнейшую технологизацию педагогического процесса, направленного на повышение качества дошкольного образования. Построение системы дошкольного образования, ориентированной на поддержку образования высокого качества, требует разработки

Решение данных задач возможно с применением педагогической квалиметрии, позволяющей измерять качество в количественном отношении.

Основные принципы квалиметрии:

  • измеримости свойств и оцениваемости качеств как отдельных свойств, так и совокупности;
  • сопоставимости и сравнения качества и выбранных эталонных образцов;
  • сравнимости качеств различных вариантов.

Квалиметрия рассматривает качество как дерево свойств, корнем которого является показатель качества объекта, состоящий из группы показателей более низкого уровня. Показатели каждого уровня могут быть и элементарными (единичными) или в свою очередь распадаться на иерархию свойств. Свойство, которое не разлагается на составляющие, называется элементарным (единичным). Каждое элементарное свойство измеряется своим специфическим количественным показателем. Именно по этим единичным показателям получают количественные оценки и интегрируют их в комплексную. В квалиметрии независимо от области ее применения процесс оценивания качества представляет следующую последовательность действий:

  • определение целей оценки качества объекта;
  • разработка структуры и номенклатуры показателей качества;
  • определение значений показателей качества объекта;
  • оценка качества объекта;
  • свертка оценок показателей качества в единую комплексную оценку;
  • анализ полученных результатов.

Цель статьи – раскрыть технологические особенности применения инструментов педагогической квалиметрии, наиболее часто используемых в сфере дошкольного образования, продемонстрировать возможность и необходимость совместного анализа статистической, социологической информации и данных о качестве образования в дошкольной организации.

Попытаемся следовать алгоритму педагогической квалиметрии и измерить качество образования в образовательной области «Здоровье».

1. Определение целей оценки качества объекта

1.1. Цель – определение качества педагогического процесса в образовательной области «Здоровье», своевременная корректировка форм и методов образовательной работы в зависимости от динамики показателей.

2. Разработка структуры и номенклатуры показателей качества в образовательной области «Здоровье» (по доминирующему статусу)

2.1. Номенклатура физического здоровья – уровень заболеваемости, уровень физического развития.

2.2. Номенклатура социального здоровья – способность человека контактировать с социумом.

2.3. Номенклатура эмоционального здоровья – взаимодействие со взрослым, поведение в игре.

3. Определение значений показателей качества объекта

3.1. Показатели физического здоровья

Оценивая здоровье детей можно воспользоваться измерительным методом или шкалой, основанной на информации, получаемой с использованием технических средств, например:

  • масса тела (весы);
  • жизненный объем легких;
  • расстояние (шагомер).

Достоинством данного метода является малая трудоемкость, относительно малая погрешность и большая надежность результатов, недостатком – технологическая сложность и большие затраты времени на разработку методики оценивания качества.

Также можно измерять

  • бег на 60 метров;
  • прыжки в длину;
  • прыжки в высоту;
  • метание.

Затем всё это сравнивается с эталоном и выводится уровень качества.

3.2. Показатели социального здоровья

Показатель

+2

+1

0

–1

–2

Показатель

1

Проявляет качества лидера

Предпочитает подчиняться другим

2

Хорошо себя чувствует в большой группе детей

Не любит большие группы детей

3

Спокойно наблюдает за действиями других детей

Мешает действиям других детей

4

Умеет занимать других детей

Не умеет занимать других детей

5

Успешно участвует в делах и играх, предложенных другими детьми

Не участвует в играх, предложенных другими детьми

6

Успешно разрешает конфликты со сверстниками

Затрудняется разрешать конфликты со сверстниками

7

Признает правила, предложенные другими детьми

Не признает правил, предложенных другими детьми

8

Хорошо действует самостоятельно

Не может действовать самостоятельно

9

Может занять себя сам

Не может занять себя сам

10

Умеет сдерживать себя, контролировать свое поведение

Не умеет сдерживать себя, контролировать свое поведение

11

Не причиняет вреда растениям, животным, книгам, игрушкам

Часто причиняет вред растениям, животным, книгам, игрушкам

12

Хорошо знает и выполняет распорядок дня в детском саду

Не знает и не выполняет распорядок дня в детском саду

3.3. Показатели эмоционального здоровья

Показатель

критерии

1 балл

2 балла

3 балла

1

Отношение к игре

Не играет даже после предложения взрослого

Играет мало и вяло

Играет с упоением и наслаждением

2

Активность в игре

Тревога или страх

Интерес быстро угасает

Предпочитает игру другим видам деятельности

3

Общение со сверстниками

Отношение как к помехе, частые жалобы

Затруднено, общается через взрослого

Самостоятельно налаживает содержательные контакты друг с другом и поддерживает их в течение какого-то отрезка времени

4

Общение со взрослым в игре

Желание «уйти от контакта»

Ждут подсказки взрослого

Добавляет положительные эмоции

5

Развитие воображения

Предметные манипуляции

Стереотипное поведение

Неистощимая фантазия

4. Оценка качества объекта

Оценивать результаты квалиметрического мониторинга можно используя математические, статистические методы, измерительные методы, шкалу отношений и др. Всё зависит от уровня готовности педагога работать с цифрами.

На практике это выглядит следующим образом. Мы измерили показатели физического развития ребенка, выставили баллы, сравнили с нормативами физического развития и вывели средний балл по группе детей, используя шкалу отношений. Это измерительная шкала, на которой отсчитывается (определяется) численное значение величины qi как математического отношения измеряемого размера Qi  к другому известному размеру, принимаемому за единицу измерения [Q].

Нормативы физического развития

4 года

5 лет

6 лет

мальчик

девочка

мальчик

девочка

мальчик

девочка

Бег на 30 м (сек.)

9,6–9,0

9,8–9,2

8,5–8,0

8,7–8,1

8,2–7,5

8,3–7,6

Прыжок в длину с места (см)

70–80

70–83

77–93

72–87

90–105

85–102

Бросок теннисного мяча (м)

3–5

3–5

1–3

2–5

6–10

6–9

Подбрасывание и ловля мяча (кол-во раз)

3–5

4–8

5–8

5–8

15–25

20–30

Статическое равновесие с открытыми глазами (сек)

5–7

5–10

10–19

13–18

20–40

20–47

Критерии оценки

  • 2 балла – результаты укладываются в результат норматива и выше.
  • 1 балл – по 1–4 показателям результаты ниже нормативов.
  • 0 баллов – почти по всем показателям результаты ниже нормативов.

Также по всем показателям эмоционального и социального здоровья можно провести оценку.

Следующим этапом в оценке может стать оценка двигательной среды методистом дошкольной организации по указанному выше алгоритму.

Критерии оценки

  • 0 баллов – не соответствует указанному критерию.
  • 0,5 балла – соответствует частично.
  • 1 балл – соответствует полностью указанному критерию.

Показатели

Баллы

1

Правильное расположение мебели и игрового материала в группе, чтобы обеспечить детям возможность удовлетворять двигательную активность

1

2

Мебель подобрана по росту и промаркирована

0

3

Наличие картотеки подвижных игр по возрасту, атрибутов для подвижных игр, спортивных игр (городки, бадминтон и т. д.)

0,5

4

Наличие атрибутов для игр с прыжками (скакалки, колечки, плоские круги для перепрыгивания и т. д.)

1

5

Наличие атрибутов для игр с бросанием, ловлей, метанием (кегли, кольцеброс, мячи, мешочки с песком, дартс, летающие тарелки и т. д.)

0

6

Наличие в группе комплексов утренней гимнастики, гимнастики пробуждения, картотеки физкультминуток)

0,5

7

Наличие выносного материала для проведения подвижных игр на прогулке

0

8

Наличие в группе условий для гигиенических процедур

1

9

Наличие в группе методик закаливания и оздоровления, заверенные врачом

0,5

10

Наличие в группе наглядной информации для родителей по вопросам организации оптимального для детей двигательного режима (рекомендации по закаливанию, материалы по профилактике различных заболеваний и т. д.)

1

Итого

6,5 балла

5. Свод оценок показателей качества в единую комплексную оценку

Свод оценок осуществляет администрация дошкольной организации

Учебный год

Физическое здоровье

Социальное здоровье

Эмоциональное здоровье

Оценка двигательной среды

Средний показатель

1

2

3

6. Анализ полученных результатов

Оценить какой-либо объект или явление – только полдела, необходимо сравнивать, анализировать, выявлять динамику, например:

  • динамика уровня качества организации среды для двигательной активности одним воспитателем;

  • динамика уровня качества организации двигательной среды для одного возраста;
  • динамика уровня заболеваемости;

  • динамика уровня физического развития и т. д.

Таким образом, мы получим целостную картину о качестве педагогического процесса в образовательной области «Здоровье».

Хотелось бы предостеречь от догмативного применения предложенных материалов педагогической квалиметрии как и любых других методик, технологий, приемов и методов, которые применяются в дошкольном образовании. Несмотря на математический подход, наличие формул квалиметрический подход должен осуществляться творчески в пределах определенного концептуального или философского видения качества образования. Детский сад может выработать и утвердить Положение о системе внутренней оценки качества образования.

Источникжурнал «Методист организации образования»

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Мы в соцсетях
Простите, что мы прерываем ваше чтение

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций и защитить авторские права редакции.
После регистрации у вас будет доступ ко всем материалам и сервисам на портале.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль