text
MCFR.KZ Образование

Диагностика музыкальных способностей детей

  • 3 марта 2018
  • 30
Диагностика музыкальных способностей детей
Диагностика музыкальных способностей детей

В данной статье раскрыто значение диагностики в проектировании процесса музыкального воспитания и развития дошкольников в детском саду, доказана ее необходимость в личностно ориентированном образовании ребенка.


По данной теме читайте статьи:

Активизация познавательных и творческих способностей

Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста


Проблема диагностики музыкальных способностей остается наиболее актуальной для современной психолого-педагогической науки. Почему же и сегодня эта проблема является актуальной?

Во-первых, потому, что до сих пор проблемой остаются сами музыкальные способности, структура музыкальности человека.

Во-вторых, музыкальные способности представляют собой сложное сочетание природного (врожденного), социального и индивидуального.

В-третьих, потому, что проявление способностей всегда индивидуально, что должно найти отражение в диагностике, интерпретации ее результатов.

В-четвертых, существующие диагностики требуют в одних случаях уточнения, а в других и поиска новых адекватных диагностических методов.

Для чего нужна диагностика музыкальных способностей детей?

Изучение музыкальных способностей позволит целостно и синтетически изучить своеобразие музыкальности ребенка и определить индивидуальный путь ее формирования в детском саду.

Назначение диагностики музыкальных способностей дошкольников связано с исследованием музыкальности ребенка, изучением ее индивидуальной структуры. Результаты диагностики позволят педагогам грамотно развивать музыкальные способности ребенка в логике его индивидуального развития, его индивидуальных возможностей.

Какие существуют подходы к диагностике музыкальных способностей дошкольников?

В диагностике, предложенной Н. А. Ветлугиной, есть много идей, которые требуют возрождения и возвращения в современную практику детского сада. Так, например, в изучении музыкальных способностей особое внимание уделялось поведению детей, описанию их индивидуальных особенностей, проявлений музыкальности, которые составлял воспитатель, наблюдая за ребенком в повседневной жизнедеятельности и в процессе музыкальных занятий.

Для диагностики использовались музыкальные игры и игровые задания, организованные в форме занятий с небольшой подгруппой детей (3–4 человека). Позднее для диагностики музыкальных способностей детей создавались специальные музыкальные инструменты и пособия, к которым, безусловно, следует отнести «Музыкальный букварь», заслуживающий высокой педагогической оценки. К способам обследования музыкальных явлений Н. А. Ветлугина относит:

  • вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков;
  • сравнивание их по сходству и контрасту;
  • различение их выразительного значения;
  • их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, игре на инструментах, выразительных ритмических движениях;
  • комбинирование звуковых сочетаний;
  • сопоставление с принятыми эталонами.

Показатели проявления музыкальных способностей детей в процессе музыкальных игр

1. Способность воспринимать музыку, чувствовать ее ритмическую выразительность, непосредственно и эмоционально откликаясь на нее, выражающаяся

  • в заинтересованном, внимательном слушании музыки, о чем можно судить при наблюдении за поведением детей;
  • в различении изменений в музыке, чередовании ее выразительных средств;
  • в улавливании линии развития художественных образов, последовательности «музыкального рассказа».

2. Способность выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку, проявляющаяся

  • в увлеченности движением под музыку, в готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой и движением;
  • в непосредственной, искренней передаче игрового образа, в попытках воплотиться в этот образ, в поисках правдивых, естественных движений, соответствующих характеру музыки и сюжету игры;
  • в произвольности движений (умении подчинять их ритму музыки, «укладывать» во времени и пространстве, проявляя при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость);
  • в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метроритмической пульсации, ритмического рисунка, акцентов, сильных долей метра, музыкальной формы; в проявлении творческой инициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, «сочинении» отдельных элементов игры.

3. Способность оценивать красивое в музыке и движении, ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах, возможных для данного возраста, которая выражается

  • в свободном различении характера музыки и связи его с характером движения;
  • в правильном различении формы произведения, наиболее ярких средств его выразительности в сочетании с аналогичными особенностями движения;
  • в способности дать вербальную характеристику музыке;
  • в оценке качества движений у себя и у своих сверстников.

Продолжение читайте в журнале «Справочник музыкального руководителя» № 3-2018 г.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Мы в соцсетях
Простите, что мы прерываем ваше чтение

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций и защитить авторские права редакции.
После регистрации у вас будет доступ ко всем материалам и сервисам на портале.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль