text
MCFR.KZ Образование

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников

  • 2 марта 2018
  • 194
Мастер-класс
Мастер-класс

Основная цель мастер-класса – дальнейшее повышение мотивации к овладению методом проектов как одним из интегрированных методов обучения. Мастер-класс поможет начать активно внедрять метод проектов в образовательную деятельность.

                                                                           Читайте также эту статью на казахском языке 

Читайте и применяйте на практике

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников

Не забывайте о своем музыкальном руководителе!

Практические статьи:


Главная задача системы дошкольного воспитания и обучения в рамках Государственной программы развития образования и науки РК на 2016–2019 годы – совершенствование качества дошкольных образовательных услуг на основе обновления содержания дошкольного воспитания и обучения и внедрение в образовательный процесс инновационных методик и технологий.

Особый интерес представляет собой интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема.

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольниковВнимание!


Проектный метод предполагает интеграцию на основе единого проекта. Ведущими педагогами, психологами доказано, что проектно-исследовательский метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальной школы.


Интеграция содержания образовательных областей в детском саду обеспечивает

  • реализацию содержания образовательных областей в рамках целостного процесса;
  • формирование личностных качеств ребенка и его гармоничное вхождение в социум.

Образовательные задачи наиболее эффективно решаются при целенаправленном использовании интегративного подхода к подаче программного материала. Планирование интегрированных занятий в детском саду осуществляется в соответствии с программами дошкольного воспитания и обучения, утвержденными МОН РК.

Согласно принципу интеграции в процессе образовательной деятельности одной области следует одновременно решать задачи других образовательных областей. С решением задачи образовательной области «Здоровье» одновременно формируются навыки, отнесенные к образовательной области «Социум», воспитываются знания и умения, относящиеся к областям «Познание», «Коммуникация» и т. д.

Метод проектов в работе с дошкольниками – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников.

Проекты

  • помогают

– активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

– осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучая ее;

– увидеть проблему с разных сторон, комплексно;

  • способствуют

– развитию творческих способностей детей;

– умению наблюдать;

– умению слушать;

– развитию навыков обобщать и анализировать;

– развитию мышления;

  • развивают

– воображение;

– внимание, память, речь.

Что такое проект для ребенка?

  • Раскрытие творческого потенциала.
  • Умение работать в группе.
  • Деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми.
  • Умение представить свою работу.

Использование метода проектов делает образовательную систему детского сада открытой для активного участия родителей.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.

«Actualis: Образование»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Образование»


Через призму интеграции образовательных областей происходит взаимодополнение, расширение, усложнение перехода тем между собой от одной к другой с точки зрения формирования у ребенка целостной картины мира.

Структуру проекта легко запомнить.

Проект – это шесть «П»:

  • Проблема (выбор темы).
  • Проектирование или планирование.
  • Поиск информации.
  • Продукт (практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.).
  • Презентация. (Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.).
  • Шестое «П» – портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий.

По мнению американского философа и педагога Джона Дьюи, разработчика проектного метода, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями».

Практическая часть мастер-класса

– Уважаемые коллеги, нередко бывает так, что мы часто встречаемся, даже не зная друг друга, и это очень мешает общению. Поэтому я предлагаю познакомиться. Для этого мы сыграем в простую, но важную игру «Будем знакомы».

Приглашаю всех встать в круг. Правило такое:

Имя свое назови«Надежда».

Соседу руку протянипротягивает руку.

Улыбку подариулыбается и говорит.

Комплимент скажи«Вы сегодня такая прекрасная!»

Ответ рядом стоящего: «Спасибо! Да, это так! А я еще и добрая!»

– У нас получился замкнутый круг. Это символизирует то, что нас объединяет одна цель: воспитание детей, помощь, поддержка, понимание детей на всех этапах их жизни.

Приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод.

Рассмотрим два способа разработки проектов:

  • «Модель трех вопросов»;
  • Метод «Мыслительных карт».

Благодаря этим моделям мы получаем первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируемся сами и помогаем ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.

Рассмотрим «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

  • Что знаем?
  • Что хотим узнать?
  • Как узнаем?

Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о …?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?»

Можно с детьми придумать символы сбора информации в картинках.

Подробнее рассмотрим эту модель на примере проекта «Вода».

Имя ребенка

Что знаю?

Что хочу узнать?

Как узнать?

Айгуль

Голубая, можно мыться и быть чистым

Почему замерзает

Спросить у папы

Асем

Вкусная, можно пить, бывает горячая

Есть ли в яблоке вода?

Отжать сок

Максим

Лужа

Почему не всю воду можно пить?

Почитать книгу с бабушкой

Артем

Дождик – это вода

Почему вода не стоит на месте?

Спросить у мамы

Алина

Вода – это море

Почему вода в море соленая?

Посмотреть передачу про воду

Рома

В воде живут рыбы

Почему звучит вода?

Посмотреть в Интернете

Что мы можем запланировать исходя из полученных ответов?

  • Пригласить папу, чтобы он рассказал, как можно отжимать сок.
  • Сделать мини-книгу «Кому нужна вода».
  • Выучить песни и стихотворения о воде.
  • Сделать альбом «Всё о воде» (стихи, загадки, пословицы).
  • Организовать сюжетно-ролевую игру «Путешествие по реке Бухтарме».
  • Провести фотовыставку «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» и т. д.

Второй способ – метод «Мыслительная карта» – удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.

Мыслительные карты помогают выявить имеющиеся знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.

  • В центре листа размещаем основную тему, т. е. пишем слово или просим выполнить в виде рисунка. Например, по теме «Фрукты», можно нарисовать корзинку или другой образ, ассоциирующийся с фруктами.
  • Далее ребенок рисует толстые ветви (к углам листа, каждую своим цветом). Над каждой ветвью воспитатель пишет слово-ассоциацию. Ребенок дополняет каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.
  • Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово «яблоко» ассоциируется у нас с зеленым цветом и т. д.
  • Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка. Слова также желательно изображать в виде рисунков для лучшего запоминания детьми.
  • Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы с какой-либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.

Практическая часть

– Предлагаю вам выбрать тему проекта, которую вы будете разрабатывать.

Рефлексия: «Чему я научилась»

Закончите предложение:

  • Я научилась…
  • Я узнала, что…
  • Я была удивлена тем, что…
  • Мне понравилось…
  • Самым важным для меня было…
  • Я буду использовать в своей работе…

Источникжурнал «Методист организации образования»

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты