text
MCFR.KZ Образование

Арт-терапия в работе педагога-психолога

  • 6 февраля 2018
  • 223
Арт-терапия в работе педагога-психолога

Форма проведения: мастер-класс. Участники: педагоги-психологи. Цель: повышение профессионального мастерства через педагогическое общение с демонстрацией применения прогрессивных технологий арт-терапии.

По данной теме читайте статьи:

Мастер-класс «Рефлексия в учебно-познавательном процессе»

Арт-технология

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-психологов – участников мастер-класса – через педагогическое общение с демонстрацией применения прогрессивных технологий арт-терапии для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.

Задачи:

  • познакомить участников мастер-класса с арт-терапевтическими технологиями и их применением в практике;
  • создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии (изотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию, танцевальную терапию и др.) как одну из форм организации мастер-класса;
  • способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Ожидаемые результаты:

  • практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе, и их применение в работе с учащимися;
  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов в области арт-терапии;
  • рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.

Оборудование: бумага, восковые свечи, цветные мелки, музыка.

Ход мастер-класса по арт-терапии

Вступительное слово ведущего. Здравствуйте, уважаемые участники! В начале занятия хочу предложить вам поприветствовать друг друга по-особенному.

Упражнение «Приветствие»

Ведущий. Вы знаете, как здороваются иностранцы? При встрече европейцы пожимают руки, эфиопы прикасаются щеками, африканцы трутся носами, японцы кланяются, итальянцы обнимаются.

«Actualis: Образование»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Образование»


Предлагаю участникам поздороваться с соседом слева по-европейски, с соседом справа – как захотите.

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности либо агрессивности.

У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события, переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния.

Всё это приводит к необходимости поиска новых средств психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса.

Арт-терапия – инструмент для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки у детей и педагогов, один из методов психологической работы, который в последнее время широко используется педагогами-психологами.

Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми – это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций.

Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни.

Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, которые у детей связаны с обучением, у педагогов – с работой, у родителей – с воспитанием.

Позволяет выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности.

Используются возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

Применение арт-терапии в образовательном пространстве способствует приобретению новых навыков взаимодействия и рефлексии, саморефлексии и самопринятию, а также принятию и пониманию других людей.

Направления арт-терапии

Изотерапия – терапия с помощью изобразительного искусства. Позволяет максимально реализовать творческие способности ребенка, помогает ему познать свое предназначение. Благодаря рисованию человек легче воспринимает болезненные для него события.

Музыкотерапия – эффектна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряженность.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Танцевальная терапия – используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Когда танец используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации.

Библиотерапия. Из всего многообразия художественных материалов для чтения – рассказы, повести, романы, стихи, поэмы – в решении проблем агрессивного, неуверенного поведения, принятия своих чувств используют сказки и притчи. Это примеры живой образности речи, способствующие разрешению внутрипсихических конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.

Рисование «волшебными красками». Как сделать такие краски? Две столовые ложки муки смешать с полутора столовыми ложками соли, добавить треть чайной ложки подсолнечного масла и немного воды. Замесить.

Постепенно тесто нужно разбавлять водой, чтобы оно стало жидковатым, как густое тесто для блинов. После этого добавить две столовые ложки клея ПВА. Затем в тесто добавить гуашь того цвета, который необходимо создать. Рисуют на картоне, краски не размазываются, а выливаются на картон.

Монотипия – придумывание образа из причудливых изображений, полученных в результате отпечатка краски на листе, или создание цветового отпечатка согласно образу. Термин «монотипия» произошел от греческих слов «один, единый» и «отпечаток».

Количество красок в монотипии любое. На листе бумаги ставят несколько довольно больших капель жидко разведенной краски. Сгибают листок пополам и плотно сжимают. При разворачивании видны необычные причудливые изображения. Далее следует придумать рассказ о рисунке.

Арт-коллажирование – один из видов работы с бумагой. Тематика обширная. Создание коллажа способствует развитию представления о чем-то, отработке негативных чувств и ресурсов. Работа в команде способствует развитию сплочения. Рассказ о своем коллаже развивает рефлексию.

Упражнение «Волшебный рисунок»

Ведущий. Упражнение поможет вам овладеть художественно-символическими средствами выражения своего эмоционального состояния, научит видеть и чувствовать настроение своих партнеров.

Попрошу разделиться на две группы. Придумайте название для своей команды. Выберите эмоцию-смайлик, угадайте, что это за эмоция, и изобразите ее на рисунке в виде какого-то образа восковыми свечами.

Поменяйтесь своими рисунками-невидимками с другой командой. Чтобы проявить полученный рисунок-невидимку, нужно закрасить лист краской любого цвета.

Игра «Дождь в лесу» (музыкотерапия)

Ведущий. Встаньте, пожалуйста, по кругу друг за другом. Вы – деревья в лесу, слушайте текст и выполняйте действия.

В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебирая пальцами).

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног).

Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (легкими движениями пальцев касаемся спины стоящего впереди).

Дождик стучит всё сильнее и сильнее (усиливаем движение пальцев по спине).

Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (проводим ладошками по спине стоящего впереди).

Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули лишние капли дождя с листьев, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

Упражнение «Танец огня»

Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени.

«Костер» ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (танцуют на цыпочках), то ниже (приседают и покачиваются).

Дует сильный ветер, и «костер» распадается на мелкие искорки. Они свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. «Искорки» светятся радостью и добром.

Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в журнале № 2-2018 «Справочник классного руководителя».

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты