text
MCFR.KZ Образование

Наставник в детском саду

  • 5 февраля 2018
  • 202
Наставничество – как содействие развитию детского сада
Наставничество – как содействие развитию детского сада

Каждый из нас, начиная свою работу, оказывался в роли новичка, знающего только теоретически об организации учебно-воспитательного процесса. Однако этих знаний недостаточно для работы с воспитанниками и их родителями, коллегами и администрацией.

                                                                              Читайте также эту статью на казахском языке 

По данной теме читайте статьи:

· «Приказы по основной деятельности о наставничестве»;

· «Положение о наставничестве».

Наставничество – как содействие развитию детского сада

Взращивание молодого воспитателя до уровня наставника

В нашем детском саду, как и во многих других, используется метод наставничества. За каждым новичком закрепляется наставник – более опытный, умеющий правильно организовать свою работу специалист. Задача наставника – рассказать новичку о принятых в детском саду методах работы, познакомить с коллегами и т. д. Его роль в процессе адаптации педагога более сложная и ответственная.

Задачи работы наставника:

  • – помочь воспитателю понять и принять свой новый статус в организации;
  • – помочь освоить новые нормы поведения;
  • – привить молодому специалисту интерес к педагогической деятельности;
  • – помочь наладить и поддерживать взаимоотношения с коллективом;
  • – формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании, ускорить процесс профессионального становления педагога;
  • – развить способность самостоятельно и качественно выполнять обязанности;
  • – способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности;
  • – вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.

Как стать наставником

Прежде всего, наставник должен быть выше своего подопечного по уровню, это обеспечивает результативное взаимодействие и эффективную передачу знаний. Начиная с определенного должностного уровня, наставничество должно быть одним из требований, определяющих дальнейший карьерный рост самого наставника. Но каждый наставник должен иметь определенные профессиональные качества:

  • – опыт в сфере своей профессиональной деятельности;
  • – желание быть наставником (если наставничество будет восприниматься как дополнительная нагрузка, это рано или поздно скажется на качестве);
  • – искреннее стремление помогать подопечному (исключая оценивание результатов работы от случая к случаю);
  • – готовность тратить свое время и усилия на развитие подопечного;
  • – способность к конструктивной критике (оценка должна содержать конкретные предложения по улучшению работы);
  • – проявление инициативы и регулярное предоставление обратной связи.

Наставничество – как содействие развитию детского садаХороший наставник всегда знает о проблемах своего подопечного и не ждет окончания года (когда при подведении итогов фиксируются нерешенные задачи), а своевременно принимает меры, чтобы скорректировать действия начинающего педагога.

Деятельность наставника должна быть организована таким образом, чтобы это не влияло на эффективность основной работы.

Подопечные в наставничестве

Практика показывает, что количество подопечных не должно превышать 4–5, за исключением случаев, когда коллектив только начинает свою работу и основной состав является начинающим. В настоящий момент соотношение молодых и опытных специалистов в нашем детском саду примерно одинаково, поэтому количество подопечных у каждого наставника не более двух.

В дошкольных организациях (далее – ДО) педагоги работают в парах, поэтому мы используем это для более успешной реализации работы по наставничеству.

Руководитель ДО контролирует работу в паре «наставник – подопечный», оценивает ее эффективность, вносит свои корректировки, и если это требуется, меняет наставника. Когда подопечный повышает уровень своих умений или достигает профессионализма своего наставника, он может сам стать наставником более молодого педагога.

Начиная работу с молодым педагогом, наставник придерживается определенной последовательности:

  • – я расскажу, ты послушай;
  • – я покажу, ты посмотри;
  • – сделаем вместе;
  • – сделай сам, я подскажу;
  • – сделай сам, проанализируй самостоятельно свою работу.

Каждый наставник составляет индивидуальный план работы, исходя из уровня подготовки наставляемого, его знаний и умений, а также годовых задач детского сада. В плане должны быть указаны:

  • – основные профессиональные трудности, испытываемые подопечным;
  • – цель и задачи профессионального взаимодействия;
  • – этапы работы;
  • – основные направления, формы, методы и средства профессиональной поддержки;
  • – промежуточный и конечный результаты работы.

Выделяют следующие этапы взаимодействия наставника и молодого специалиста:

  • Диагностический (определение целей взаимодействий, выстраивание отношений взаимопонимания и доверия, определение круга обязанностей, полномочий субъектов, выявление недостатков в умениях и навыках молодого педагога).
  • Практический (разработка и реализация программы адаптации, корректировка профессиональных умений молодого педагога).
  • Аналитический (определение уровня профессиональной адаптации молодого педагога и степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей).

Примерная схема составления плана работы наставника

Планируемые мероприятия Формы работы Срок исполнения
1 Оказание помощи в разработке плана по самообразованию Анкетирование, индивидуальные беседы, изучение планов работы других специалистов Сентябрь
2 Оказание помощи в разработке технологических карт, циклограмм Консультации, рекомендации, совместное составление Сентябрь– октябрь
3 И т. д. по плану дошкольной организации

Посещая уроки и организованную учебную деятельность, наставник заполняет карту анализа, где отражает плюсы и минусы и дает рекомендации по улучшению работы.

Примерная карта анализа работы наставника

Дата Вид деятельности, наименование, содержание Положительные моменты Отрицательные моменты Рекомендации
12.09.20__ г. ОУД по развитию речи: «Осень золотая»
Организационный момент Эмоциональный, психологический настрой _ _
Вводная часть
Основная часть _ Недостаточно демонстрационного материала _
Заключительная часть Использовать метод рефлексии

Наставничество – длительный и трудоемкий процесс. Педагог-наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. Его цель – помочь молодому, начинающему педагогу стать грамотным специалистом.

В нашем детском саду используются такие форы работы: анкетирование, беседы, изучение методической литературы, педагогические часы, консультации, рекомендации, семинары, тренинги, мастер-классы, круглые столы, деловые игры, открытые занятия и режимные моменты, практические занятия и др.

Молодой специалист

  • – получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности;
  • развивает собственную профессиональную карьеру;
  • – учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него – со всей адаптивной средой;
  • – приобретает информацию о деятельности ДО, в которой он работает.

Значение наставничества для ДО

Прежде всего, это передача опыта молодым специалистам, эффективность выполнения годовых задач, повышение мотивации педагогических работников, формирование положительного отношения к обучению у молодых специалистов, уменьшение времени, необходимого для адаптации нового сотрудника и др.

Для руководителя важно не только оценивать труд наставников, но и признавать его ценность. Лучший мотивирующий фактор – создание корпоративной культуры, в которой наставничество воспринимается не как обременительная повинность, а как почетная миссия.

Грамотное управление процессом профессиональной адаптации и становления помогает не только росту молодых специалистов, но и содействует развитию ДО.

Источникжурнал «Методист организации образования»

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Мы в соцсетях
Простите, что мы прерываем ваше чтение

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций и защитить авторские права редакции.
После регистрации у вас будет доступ ко всем материалам и сервисам на портале.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль