Справочник руководителя образовательного учреждения

Психологическое сопровождение одаренных учащихся

  • 10 июня 2016
  • 213
одаренные дети
одаренные дети

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей (далее – ОД), включая тех, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась, а также способных детей, которые подают надежды.

Психологическое сопровождение одаренных детей

Цель психологического сопровождения ОД: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

Задачи:

  • определение критериев ОД (совместно с другими специалистами), выявление школьников, требующих особого маршрута сопровождения;
  • содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);
  • развитие эмоциональной устойчивости;
  • содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;
  • повышение квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми.

Критерии одаренности:

  • высокие результаты учебы и специальных тестов на интеллект (интеллектуальная одаренность);
  • высокий уровень творческих способностей (творческая одаренность);
  • успехи в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.).

Методы выявления ОД:

  • наблюдение в школе, во внешкольной деятельности и т. п.;
  • специальные психодиагностические тренинги;
  • экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями;
  • проведение "пробных" уроков по специальным программам, а также включение учеников в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
  • экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности школьников (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
  • организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.;
  • проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Психологическое сопровождение ОД предполагает составление индивидуального маршрута, т. е. индивидуальных программ развития.

Программы составляются совместно всеми субъектами учебно-воспитательного процесса (учителя, администрация, родители, социальные педагоги и т. д.).

При необходимости проводится углубленная психодиагностика отдельных школьников. Надо помнить, что тесты при всем своем многообразии не могут дать полного представления обо всех особенностях одаренного ребенка.

Пакет методик подбирается с учетом индивидуальности ученика. Возможно использование тестов на выявление творческих способностей (тест Торренса), методики диагностики умственных способностей Векслера (IQ = 130). Правомерным будет использование шкалы Рензулли – Хартмана для оценки психологической характеристики (интеллектуальные умения, мотивация, креативность).

Выявление детей, имеющих специальные способности (музыкальные, изобразительные, физические и т. п.), проводится на основании опросов родителей, учителей, анализа продуктов деятельности во внеурочное время. Возможно также предъявление теста-анкеты А. де Хаана и Г. Каффа.

Развитие познавательной деятельности ОД осуществляется более эффективно, если есть организационные условия: обучение в разных типах школ на соответствующем уровне, разнообразная внеклассная работа, мобильные вертикальные и горизонтальные группировки, индивидуализированное обучение, ускоренное обучение и обогащенные программы.

Комплекс мероприятий:

  • своевременное применение различных видов тестирования;
  • оценки способностей по успеваемости;
  • участие во внеклассных мероприятиях (анализ продуктов деятельности);
  • заключение психолога;
  • заключение экспертов в определенной деятельности;
  • участие в олимпиадах, конкурсах, выставках (анализ продуктов деятельности);
  • самонаблюдение, самоанализ, самооценка (через анкеты, третьих лиц);
  • наблюдение родителей и представителей науки.

При проведении социометрических процедур психологу важно обратить внимание на социальный статус ребенка в классе. Часто одаренные дети в начальной школе являются лидерами, что может вызвать неприязнь одноклассников.

Педагогу-психологу целесообразно при проведении групповых занятий в классе или больших психологических игр по развитию сплоченности коллектива, формированию коммуникативных навыков планировать совместные занятия ОД с другими детьми, формировать социальные контакты, содействовать формированию адекватного самоотношения, стараться избегать крайностей в признании и оценке успехов учащегося.

В работе с одаренными детьми наиболее эффективны педагогические технологии:

  • разноуровневое обучение;
  • проблемно-развивающее;
  • проектно-исследовательская деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технология самостоятельной деятельности.

Большое значение имеет вопросно-ответная система при обучении ОД. Постановка вопроса – это импульс к нахождению оригинальных решений, необычных комбинаций, к побуждению поисковой активности.

Вопросы должны быть адресованы с учетом когнитивного стиля, особенностей памяти, панорамы знаний ОД. Ответ – это генерация новых ассоциаций и усиления познавательного интереса.

Успешность функционирования процесса обучения ОД зависит от обогащенной индивидуализации и дифференциации, от гибкости учебного расписания, от мобильной и динамичной системы диагностики.

К компетенции психолога относится также работа по сохранению психофизиологического здоровья ОД. Она включает в себя мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями способов формирования у ребенка позитивной Я-концепции, как фактора наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка.

В старшем звене особую значимость приобретает деятельность по профессиональной ориентации школьников, обучению их навыкам эффективного использования времени, целеполагания, созданию временной перспективы будущего.

Программа психолого-педагогического сопровождения ОД

Характеристика ученика

Карта интересов школьников

Продолжение читайте в Электронной системе «ACTUALIS: Образование»

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Дорогой гость, заберите Ваш подарок
Бесплатный доступ к журналу "Справочник классного руководителя"
Получить бесплатный доступ