text
MCFR.KZ Образование

Интерактивное обучение на уроках русского языка и литературы

  • 26 января 2018
  • 233
Интерактивные методы на уроках русского языка и литературы
Интерактивные методы на уроках русского языка и литературы

Интерактивное обучение способствует развитию устойчивой положительной мотивации школьника к изучению учебного предмета, формирует познавательную активность.

Функционирование современной общеобразовательной школы невозможно без учителя, обладающего профессиональной зоркостью и педагогической интуицией, а также - обеспечивающего интерактивное обучение.

Само собой, каждый учитель, работающий в школе, имеет собственные принципы, в том числе обладает стремлением быть сильной личностью и примером для своих учеников. Однако, не последнее место в проявлении свойств личности педагога занимает методика преподавания, и все большую популярность в педагогических кругах обретает интерактивное обучение.

Что такое интерактивное обучение

Часто школа молодых педагогов предлагает решения посредством различных подходов: как заинтересовать учащихся на уроках русского языка и литературы в самостоятельном поиске знаний; как отвлечь их от телевизора, планшета и усадить за книгу; как подготовить старшеклассников к успешной сдаче экзамена в конце 11-го класса и т. д.

Проблемы можно решить несколькими методами: интерактивными, использованием ТСО и наглядностей, составлением опорных схем, блоками и методом «5 вопросов».

Интерактивное обучение способствует развитию устойчивой положительной мотивации школьника к изучению учебного предмета, формирует познавательную активность, желание изучать не только включенный в учебник материал, но и выходящий далеко за его пределы. Как мы можем это увидеть на примере творческого и интерактивного обучения на уроках истории.

Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умения не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым.

«Actualis: Образование»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Образование»


Интерактивные методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Дети прочно усваивают материал, так как добывают знания самостоятельно. Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы и способности. У учеников повышается самооценка, растет уверенность в себе.

На практике успешно применяются более 30 методов интерактивного обучения: дискуссии, дебаты, проводимые, к примеру, на базе библиотеки, метод вопросов и ответов, решение дилеммы, метод проектов, ранжирование, приемы «Ажурная пила», «Займи позицию» и др.

Все они обеспечивают хорошие результаты, помогают достигать главной цели школьного литературного и языкового образования – воспитывать талантливого читателя и грамотного человека, и в конечном счете вырабатывать активную жизненную позицию. Они дают возможность развивать логическое мышление, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, активизируя речевые навыки.

При организации интерактивного обучения в учебный процесс познания вовлекаются практически все учащиеся. Они не только получают знания, но и развивают свои коммуникативные умения и навыки: выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместные решения.

Воспитательные возможности также значительны: установление эмоциональных контактов между учащимися, работа в команде – всё это снимает нервную нагрузку школьников.

Использование интерактивных методик способствует развитию учащихся, так как в их основе лежит взаимодействие на всех этапах урока, организованное определенным образом. Успех обучения зависит от оптимального выбора формы урока, соответствующей содержанию и цели.

Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока, многие из них универсальны, хорошо подходят для изучения материала по многим предметам.

Интерактивные технологии создают комфортные условия обучения, каждый ученик ощущает ответственность за свою успеваемость и интеллектуальную возможность, что и делает продуктивным сам процесс обучения. Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.

Метод "Ожидания"

Примером может служить использование приема интерактивного обучения «Ожидания». Применяется в начале урока, когда совместно с учащимися определяются дидактические цели урока. На доске высвечивается надпись «Ожидания». Детям предлагается после сообщения темы высказать свои ожидания от заявленной темы.

Совместная работа в режиме «учитель – ученики» на данном этапе контролируется педагогом так, чтобы были сформулированы цели урока. Учащиеся высказывают свои предложения по поводу того, что они хотят узнать, каким образом и для чего. Учитель записывает на доске ожидания детей от урока, затем сообщает конкретные дидактические цели урока, говоря о том, что их мнение и желания тоже учтены при обозначении целей.

Анализируя «Ожидания», педагог получает возможность

  • узнать, какие вопросы по теме урока интересуют детей;
  • выявить первоначальное представление ребенка по теме;
  • получить информацию о способностях детей, чтобы знать, какие сложности в обучении можно ожидать;
  • помочь детям понять свою мотивацию;
  • почувствовать себя личностью, желание которой учитывается;
  • сравнить достигнутые результаты с «Ожиданиями»;
  • разделить с детьми ответственность за результат.

Метод "Призма"

Активный метод обучения, стимулирующий свободное обдумывание какой-либо темы. Делает процесс мышления наглядным и образным. Метод используют на начальном этапе урока для обеспечения связи уже имеющихся у учеников знаний и понятий с новым материалом.

Использование данного метода обеспечивает удачное начало урока. Его можно использовать при индивидуальной работе или в группах. Метод не занимает много времени, проходит быстро и живо, концентрирует внимание. Основная цель – выявление ассоциативных связей, когда учащиеся вникают в суть вопроса, когда устанавливается связь между уже изученным и новыми знаниями.

Шаги, необходимые для выполнения:

  • Дается исходное слово – основное понятие, которое изучается.
  • В следующих двух клетках схемы без обсуждения записываются первые пришедшие на ум слова – ассоциации, возникшие при записи исходного слова.
  • Процесс продолжается до конца.
  • Заканчивается «Призма» замыкающим словом.
  • Заключительный шаг – найти логическую связь между исходным и замыкающим словами и составить предложение.

Наиболее продуктивна трехступенчатая «Призма». После третьей ступени «Призма» начинает закрываться. В этом случае клеточки заполняются с учетом ассоциативной связи двух предыдущих слов. Таким образом, если в ходе построения «Призмы» активизируется сфера подсознательного, то на последней стадии, когда исходное и замыкающее слова связываются в одну мысль и предложение, развивается сфера сознательного.

Метод "Осмотр (обход) картинной галереи"

Цель метода – обмен мнениями, обработка идей, возврат к пройденному, развитие умения слушать, работать самостоятельно, творчески и критически думать, говорить тихо, представлять результаты работы.

Учитель делит учебный материал или задание на 4–6 частей и предлагает каждой группе одну для изучения. Группы из четырех человек рабо- тают над предложенной частью (желательно, чтобы были предложены разные подходы) и составляют картинку, коллаж, таблицу, диаграмму и т. д. Готовые работы развешиваются по стенам, как в картинной галерее.

Внутри групп создаются новые 4 группы. Эти новые группы обходят картинную галерею, останавливаясь возле каждого «экспоната», а член каждой группы, принимавший участие в его создании, дает подробные разъяснения, отвечает на вопросы и по предложению других членов группы вносит дополнения или изменения.

После окончания осмотра группы снова формируются в первоначальном составе и обсуждают свой «продукт» с учетом замечаний. Окончив работу, сравнивают ее с работой учащихся других групп и осуществляют обратную связь.

В старших классах могут оказаться учащиеся из разных классов той же школы и даже из других школ. В этом случае рекомендуется на первом уроке отвести часть времени на знакомство, используя следующие методы.

Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в журнале № 1-2018 «Справочник классного руководителя»

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты