text
MCFR.KZ Образование

Адаптация первоклассников

  • 16 января 2018
  • 83
Адаптация первоклассников: это важно знать каждому педагогу
Адаптация первоклассников: это важно знать каждому педагогу

Адаптация человека в новых условиях жизни, как правило, связана с напряжением его душевных и физических сил. Чем младше человек, тем тяжелее проходит процесс адаптации к новым условиям.

Адаптация первоклассников к школе – это привыкание к школьным условиям, которое каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство малышей приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядом воспитатель.

В школе же – работа в напряженном режиме, жесткая система требований. Для того чтобы приспособиться к этому, нужны силы и время.

Этапы адаптации первоклассников

  • Первые 2-3 недели обучения в школе и адаптации первоклассников на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением. Дети тратят большую часть ресурсов своего организма. Поэтому в сентябре многие первоклассники болеют.
  • Далее – неустойчивое приспособление. Детский организм находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
  • Затем наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Социально-психологическая адаптация первоклассников

По степени и уровню адаптации ученики делятся на три группы.

Первая группа. Дети адаптируются к школе в течение первых двух месяцев обучения. Они быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные обязанности.

Вторая группа. У учеников этой группы наблюдается более длительная адаптация. Дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками. Им нравится играть на уроках, общаться с товарищами, но они не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды. Испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия их реакция становится адекватной требованиям школы и учителя.

Третья группа. Социально-психологическая адаптация детей данной группы связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Дети не осваивают учебную программу, испытывают трудности в обучении письму, чтению, счету и т. п. На них жалуются учителя, одноклассники, родители: такие ученики мешают педагогу работать на уроке, их реакции непредсказуемы.

Действия классного руководителя в тревожный период адаптации первоклассников


• Снять тревожность, создать доброжелательную атмосферу в классе.
• Познакомить детей друг с другом, со школой и режимом дня.
• Познакомить первоклассников со школьными правилами и создать условия для принятия их детьми.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются родители и учителя в период адаптации первоклассников

Неуспешность ребенка

«Actualis: Образование»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Образование»


Нередко трудности адаптации ребенка в школе связаны с отношением родителей к школьной жизни и успеваемости ребенка.

Взрослые часто опасаются школы, чрезмерной учебной нагрузки, частых простуд и перенапряжения. Также они ожидают от своего ребенка высоких достижений. В основном к первым трудностям ребенка в начале обучения родители относятся крайне отрицательно.

Под влиянием такой реакции у малыша понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. Он начинает хуже усваивать новый материал, навыки, появляются плохие баллы, которые вновь вызывают недовольство мам и пап.

Уход от деятельности

Нередко классный руководитель замечает, что ребенок сидит на уроке и в то же время как будто отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания. При этом ученик не отвлечен на посторонние предметы. Он уходит в себя, в свой внутренний мир. Такое часто бывает с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых, часто в неблагополучных семьях.

Помощь педагога:

  • уделять внимание ребенку: больше наблюдать, меньше воспитывать;
  • дать ему возможность развернуть во вне деятельность воображения (творческая деятельность: рисунок, конструирование, лепка);
  • обеспечить ученику успех, внимание, эмоциональную поддержку.

Негативистская демонстративность

Такие дети постоянно требуют к себе повышенного внимания взрослых. Соответственно они отличаются плохим поведением, часто нарушают общие нормы дисциплины, мешают остальным ученикам.

Вербализм

Нередко родители, не разобравшись в истинных причинах, начинают винить учителя, злиться на ребенка. Это вызывает у него неуверенность и тревожность, дезорганизуется деятельность, возрастает страх перед школой и родителями за свою неуспешность, неполноценность.

Это дети с высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. Часто родители прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился хорошо говорить (заучивают стихи, сказки и т. д.). Однако при этом на заднем плане оказывается развитие мышления абстрактного, логического, практического (ролевые игры, рисование, конструирование). Мышление отстает.

Вербализм сопряжен с завышенной со стороны взрослых оценкой способностей их ребенка. Однако с началом обучения обнаруживается, что ученик не способен решать элементарные задачи, требующая образного мышления деятельность вызывает трудности.

Необходимо больше внимания уделять развитию образного мышления: рисование, конструирование, лепка, аппликация, мозаика. Основная тактика – придерживать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность.

Источник: журнал «Справочник классного руководителя» № 1-2018

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты