Преподавание русского языка в 1-м классе по обновленной программе

68
Преподавание русского языка в 1-м классе по обновленной программе
Преподавание русского языка в 1-м классе по обновленной программе
Сегодня учитель перестал быть для ученика единственным источником информации, нередко ученики превосходят своих педагогов в умении пользоваться ИКТ и интернет-ресурсами. Поэтому педагогам необходим постоянный профессиональный рост, а также новые средства и подходы для обучения и развития критического мышления.

До осени 2016 года в школах с казахским языком обучения изучение предмета «Русский язык» начиналось с третьего класса. То есть учителя приступали к обучению ребят, которые уже владели общеучебными навыками, умели читать, писать и понимали педагога. Теперь же учитель приходит на урок к детям, которые не умеют читать и писать даже на родном языке.

Подготовительная работа

Подготовительную работу с первоклассниками следует начать с ознакомления родителей на собрании с требованиями Государственного стандарта образования РК, который выдвигает конкретные цели к изучению русского языка в школах с казахским языком обучения:

  • В полном объеме использовать коммуникативные функции русского языка.
  • Читать на русском языке.
  • Воспринимать русскую речь на слух.
  • Писать на русском языке.

При изучении русского языка в классах с казахским языком обучения на первое место выдвигается развитие речи учащихся. Через развитие четырех видов речевой деятельности у детей формируются коммуникативные навыки, которые помогают им адаптироваться во взрослой жизни. На уроках можно применять различные стратегии обучения на этапах слушания, говорения, чтения и письма.

Так как у учителей русского языка отсутствует практика работы с первоклассниками, необходимо провести работу по созданию методической копилки. В ней должны содержаться планы уроков, различные картинки-раскраски, аудио- и видеоматериалы по сквозным темам. Чем необычнее будет организован этап вызова (начало урока), тем эффективнее будет организована деятельность учеников в ходе всего урока.

Первоклассников привлекают мультимедийные уроки. С помощью наводящих вопросов можно определять тему уроков и переходить к основной части. Во время таких занятий в классе создается обстановка реального общения, ученики стремятся выразить свои мысли, с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

В каждом классе есть ученики, которые легко усваивают материал, и ребята, которым это трудно дается. Есть учащиеся, которые быстро усваивают как лексический, так и грамматический материал. Встречаются и очень медлительные ученики, которым надо уделять больше времени как отработке произносительных навыков и интонированию, так и обучению навыкам последовательного соединения слов в предложения. Изучение интеллектуальных возможностей учащихся показало, что большинство с интересом изучают русский язык. Можно выделить детей с высокой мотивацией, которые зачастую являются спикерами в командах.

Технология критического мышления

В основном высокую активность на уроках проявляют ученики, посещавшие мини-центры и детские сады. Есть ученики (15 % класса), которые умеют конкретно ставить цель и последовательно добиваются ее достижения. Около 7–8 % детей слабо владеют языком и не прилагают усилий для преодоления своих трудностей. Для повышения их учебной мотивации можно прибегнуть к элементам технологии критического мышления. Так, на уроке по теме «Приветствие» дети прослушивают приветствие на трех языках, приводят примеры и показывают, как здороваться с людьми пожилого возраста, взрослыми людьми и сверстниками. Такой подход позволяет ученикам, слабо владеющим русским языком, реализовать себя на этапе демонстрации трехъязычия.

При изучении темы «Моя одежда» ученикам можно предложить начать урок с составления мозаики, провести работу в парах и после этого самостоятельно определить тему урока. На следующих занятиях они раскрашивают разные виды одежды в те цвета, которые им нравятся, и рассказывают о своей любимой одежде.

У учащихся младшего школьного возраста преобладает конкретно-образное мышление, поэтому при изучении темы «Домашние и дикие животные» целесообразно использовать игрушки (корова, конь, собака, овца, кошка, лев, заяц, медведь и др.). Освоение учебной темы через ролевые игры или игровую деятельность позволяет ученикам самим провести классификацию домашних и диких животных и назвать основания для такой классификации.

Сравнительно-сопоставительный анализ суммативных работ показал, что учащиеся стараются проявить свои знания. Наблюдается динамика увеличения активного словаря, употребления синтаксических конструкций, но учащиеся допускают ошибки при аудировании, так как некоторые дети плохо воспринимают тексты на слух. В некоторых классах ученики показывают низкий уровень техники чтения. Также есть ребята, у которых возникают проблемы при выполнении заданий на соотнесение картинок. У некоторых учеников наблюдается низкий словарный запас. Учитывая результаты суммативных работ, необходимо стремиться организовать на каждом уроке выполнение заданий на развитие коммуникативных навыков.

Выводы

Значительно трудно взаимодействовать в классах, где преобладают ребята, которые не посещали детский сад или мини-центр.

В каждом классе есть учащиеся, у которых в семье говорят только на казахском языке.

У некоторых учеников низкая мотивация учебной деятельности к предмету.

В учебнике содержится очень объемный материал для уровня учащихся младшего возраста, который порой ими не запоминается.

Источник: журнал «Справочник классного руководителя» № 1-2018



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 237-77-11/12

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04, +7 (727) 237-77-13


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль