text
MCFR.KZ Образование

Интерактивные формы и методы развития методической службы

  • 29 декабря 2017
  • 162
Интерактивные формы и методы развития методической службы
Интерактивные формы и методы развития методической службы

Методической службе дошкольного образования необходимы специалисты-новаторы, способные к работе в динамично меняющихся социально-экономических условиях, готовые к реализации своего профессионального творческого потенциала, дальнейшему самообразованию и саморазвитию, конкурентоспособные и профессионально мобильные.

Читайте также эту статью на казахском языке 

Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся этими идеями, у каждого будет по две идеи.
Джордж Бернард Шоу

Процесс модернизации системы образования, реализация Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016–2019 годы предъявляет повышенные требования к современной дошкольной организации (далее – ДО).

Современный педагог должен сконцентрироваться не только на обучении детей, но и на развитии их активности, самостоятельности, творческих способностей, познавательного интереса, эмоционального интеллекта, умения конструктивно выстраивать общение со сверстниками и взрослыми.

К сожалению, не все педагоги готовы к происходящим изменениям. Как показывает практика, методическая служба в детском саду сталкивается с такими проблемами, как недостаточная профессиональная компетентность молодых специалистов – с одной стороны, и устойчивость профессиональных стереотипов, инертность опытных педагогов – с другой. Перед руководителями, методистами ДО зачастую возникает вопрос: «Как направить их деятельность от репродуктивной – к исследовательской, к формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала?»

В условиях детского сада возрастает роль методической службы в совершенствовании профессиональной компетентности педагогов и создании условий для развития и самореализации. Использование интерактивных форм и методов в деятельности методической службы является одним из путей совершенствования профессиональной компетентности педагогов и предполагает вовлечение каждого педагога в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя.

«Actualis: Образование»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Образование»


Преимущества использования интерактивных форм и методов работы:

  • – привлечение всех участников к процессу познания, обсуждения;
  • – обмен знаниями, собственными идеями;
  • – не допускается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения;
  • – рефлексия собственного опыта.

Интерактивная деятельность обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрывает новые возможности, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей.

К числу эффективных интерактивных форм работы с кадрами относятся: педагогические мастерские, мастер-классы, различные виды тренингов: коммуникативные, корпоративные, сензитивные, квесты, педагогическая лаборатория, кейс-технологии, «методические театры», «педагогический пробег», «мировое кафе», коучинг-сессия и др.

Кейс-технологии – способ организации краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленный не столько на освоение знаний, сколько на формирование у педагогов новых качеств, развитие умения быстро реагировать.

«Методический театр» – данная форма стимулирует поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов, предполагает создание нового образовательного продукта в процессе взаимодействия вовлеченных в данный процесс субъектов.

Квест – командная игра. Идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Выполнив одно задание, участники получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Наглядным примером квеста служит телевизионная передача «Форт Баярд».

Коучинг-сессия – интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос–ответ). Принцип «сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит пути для решения проблем. Работая в коллективе, важно знать его психологический климат, эмоциональное состояние педагогов, уровень профессионального и личностного развития.

Кроме того, к эффективным мероприятиям, которые не связаны непосредственно с реализацией годовых задач или воспитательно-образовательным процессом в ДО, но направлены на раскрытие творческого потенциала сотрудников детского сада, сплочение коллектива, создание ситуации успеха для каждого педагога, можно отнести следующие: тренинг личностного роста «Арбузник», серпантин достижений и др.

Тренинг личностного роста «Арбузник» – первое методическое мероприятие, которое может быть организовано в учебном году. Во время тренинга педагоги делятся впечатлениями от летнего отдыха, показывают фото и сувениры, рассказывают о природе, традициях и достопримечательностях страны путешествия, психолог организует и проводит различные психологические тесты и упражнения.

«Серпантин достижений» – еще одна форма работы с коллективом, в которой могут принять участие все сотрудники детского сада, рассказывая о своих талантах, хобби и увлечениях. Атмосфера таких мероприятий позволяет снять барьеры, способствует формированию благоприятного климата в педагогическом коллективе и корпоративного духа.

Конструируя (выбирая) оптимальную систему методической работы, количество и варианты интерактивных форм, необходимо учитыватькритерии:

  • – годовые задачи педагогического коллектива;
  • – результаты изучения личности и деятельности воспитателей, особенно затруднения педагогов;
  • – количественный и качественный состав педагогического коллектива (очевидно, что в коллективах, где работают преимущественно молодые или пожилые, а также педагоги разного возраста, система методической работы должна строиться по-разному);
  • – имеющиеся в коллективе традиции;
  • – сравнительную эффективность различных форм методической работы (каждая организационная форма лучше решает одни задачи, слабее – другие, а поэтому формы обладают компенсаторными возможностями, могут эффективно дополнять друг друга);
  • – меру в использовании тех или иных направлений содержания, форм, приемов методической работы;
  • – наличие времени и особенности ситуации для осуществления намеченной методической работы.

Наряду с интерактивными формами работы с педагогами на современном этапе актуальными остаются традиционные формы, такие как педагогический совет, консультация, теоретический семинар, так как на педсоветах в основном обсуждается состояние работы по проблеме, выявление недостатков и их причин, разработка перспективы действий по ее совершенствованию. И здесь целесообразно фрагментарное включение интерактивных методов и приемов в содержание методического мероприятия. Исследования в области психологии обучения показывают, что при обучении (во время консультаций, теоретических семинаров) необходимо воздействовать на все органы чувств обучаемых (педагогов), чтобы улучшить их способность восприятия и запоминания информации. Так, из информации, воспринятой только на слух, запоминается, как правило, лишь 20 %. При одновременном слуховом и зрительном восприятии запоминание возрастает до 40 %. Наиболее успешное обучение обеспечивается, когда происходит преодоление трудностей в процессе их обнаружения самим обучающимся. Эти данные группируются следующим образом:

на 10 % – при чтении лекции;
на 20 % – на слух;
на 30 % – при чтении лекций с использованием наглядных средств;
на 50 % – при использовании аудиовизуальных средств;
на 70 % – при проведении дискуссии;
на 90 % – при разборе конкретных ситуаций.

Применение разнообразных методов, воздействующих на органы чувств, рекомендуется не только для повышения способности обучающихся к восприятию и запоминанию. Общеизвестный набор форм: доклад, слушание, записывание – дополняется такими аспектами, как визуализация (например, плакаты, рисунки, диаграммы) и невербальная коммуникация (театрализованные сцены, игры, пантомима). При этом происходит активизация творческих способностей слушателей, и в результате повышаются их творческие возможности в решении проблем.

Можно выделить четыре этапа методического мероприятия:

Источник: журнал «Методист организации образования»

  • – мотивация;
  • – ожидание;
  • – погружение в тему (презентация);
  • – рефлексия.
  • Первый этап. Любое мероприятие начинается с мотивации. Необходимо вызвать первоначальный интерес к теме, проблемам, которые будут обсуждаться. С этой целью участникам можно предложить цитату, афоризм, легенду, притчу, короткий философский рассказ по теме мероприятия.

  • Включение таких методов, несомненно, активизирует внимание и интерес участников к теме мероприятия.

  • Таким образом создается позитивная и комфортная атмосфера, настрой на рабочий лад.

    Настрой педагога на успешную работу «Квик-настройка»

  • – Если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь! Улыбка, солнечный луч и хорошее настроение избавляют от неприятностей и помогают их преодолеть.
  • – Вы лучшие и красивые.
  • – Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.
  • – Любимая работа не стареет, и стареть не дает.
  • – Трудности закаляют на пути к счастью.
  • Второй этап – выявление ожиданий и опасений участников мероприятия. Цель данного этапа: концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически комфортной обстановки. Здесь уместно включить следующие методы: «Квадрат ожиданий»/опасений», «Фруктовый сад», «Костюмчик ожиданий», «Острова», «Дерево» и др.

    Метод «Костюмчик ожиданий»

    Участники самостоятельно формулируют свои ожидания и опасения о предстоящем семинаре и знакомят с ними остальных участников.

    Ведущий предлагает участникам заполнить оригинальную форму-опросник «костюмчик»: на футболках пишутся ожидания от семинара, на ремне – страхи, опасения, на «брюках» – свой опыт, вклад и предложения по проведению семинара. Готовые «костюмчики» размещаются на обозрение всех участников мероприятия.

    Метод «Дерево»

    Участники мероприятия перед началом мероприятия пишут свои вопросы, ожидания от семинара на заготовленных яблоках и размещают их на дереве, по мере того как они будут получать ответы на свои вопросы – яблоки будут «созревать», их можно снимать с дерева и класть в корзину.

    Третий этап – погружение в тему. Цель данного этапа: обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения. Уместно использовать следующие методы: кластер, кроссворд, свот-анализ, педагогический диктант, круги Эйлера, клише, облако тегов и т. д.

    Метод «Кластер»

    Ведущий в ходе сообщения новой информации записывает (четко и печатными буквами) основные мысли на заранее приготовленных цветных карточках и приклеивает их на доску или флип-чарт. Таким образом участники могут визуально следить за ходом его мыслей. К концу лекции на доске (флип-чарте) получится краткий конспект.

    Метод «Восстанови рассказ»

  • Участникам предлагаются фрагменты текста в разрозненном виде. Эти фрагменты текста нужно расположить в нужном порядке (приклеить на лист бумаги), чтобы получился связный рассказ.

    +

    Четвертый этап – (подведение итогов) рефлексия – важная часть любого мероприятия, позволяющая получить эмоциональную и содержательную оценку мероприятия, его практической значимости. Методы, которые позволят получить обратную связь участников мероприятий: «Ваш новый компьютер», «Органайзер», «ХИМС», «Звездный взрыв», «Уборка в доме», «Галерея признаний» и др.

  • «Галерея признаний»
    Ф. И. О. педагога Кому? За что?

    Экспресс-диагностика «Свет мой, зеркальце, скажи»

    На основе знакомых Пушкинских строк «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи». Представьте, что у вас в руках сказочное говорящее зеркальце. Каждый из вас задает ему 3 вопроса, образец которых представлен ниже. Ответы записываются в карточку с тремя колонками (раздаются карточки).

    Свет мой, зеркальце, скажи,
    Да всю правду доложи:
    В каких делах я всех сильнее,
    Всех проворней и умнее?
    (первая колонка для ответов)
    Дай мне, зеркальце, ответ:
    В чем успешности секрет?
    Зеркальце тут и отвечает:
    Подумай, что тебе мешает,
    С чем должна расстаться ты,
    Чтоб препятствия пройти?
    (вторая колонка для ответов)
    Что должна ты обрести,
    Чтоб достигнуть высоты?
    (третья колонка для ответов)

    Карточка для личностной профессиональной рефлексии «Свет мой, зеркальце, скажи»
    +
  • Положительные аспекты деятельности как основа успешности преобразований Проблемы, отрицательные аспекты деятельности как препятствие успешности деятельности преобразований Перспектива профессионального развития, успешности преобразований

  • Педагог сам решает:

  • озвучить диалог с «зеркальцем» перед коллегами;
  • передать его в «копилку заказов» на методическую поддержку;
  • оставить себе как памятку для саморазвития и саморефлексии.
  • Варианты пожеланий:

  • – В ближайшее время вам особенно повезет!
  • – Жизнь готовит вам приятный сюрприз!
  • – Наступило время сделать то, что вы постоянно откладываете на потом!
  • – Люби себя такой, какая ты есть – единственная и неповторимая!
  • – Обязательно сделай себе подарок, ты этого заслуживаешь!
  • – Что бы ты ни делала, радость и спокойствие всегда будут рядом!
  • – Ближайший месяц – твой! Работа или отдых – решать тебе!
  • – Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!
  • – Не веришь в сказку? А зря… что-то чудесное и волшебное готовит тебе весна!
  • – Необходимо устроить себе праздник, позвать хороших друзей и коллег!
  • – Давно не уделяла себе времени? Салон красоты или просто ароматная ванна порадуют тебя!
  • – Не бойся своих желаний, их исполнение дает новые жизненные ресурсы!
  • – Довольна ли ты своими поступками? Если нет, обязательно найди повод гордиться собой!
  • – Ты нужна, тебя любят, тобой восхищаются и гордятся… дорожи этим!
  • – У каждого человека есть хотя бы одно позитивное качество… рассмотри его!
  • Грамотно построенная система интерактивных форм и методов работы с педагогическими кадрами, качество воспитательно-образовательной работы детского сада повысит уровень компетентности и профессиональный рост педагогов, сплотит коллектив.

    +

    «Не бойся ошибаться, бойся бездействия» – главный приоритет профессиональной деятельности методиста дошкольного образования.

  • Источник: журнал «Методист организации образования»

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегестрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают статьи с закрытых материалов
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты