Инновационный потенциал дошкольной организации

37
Инновационный потенциал дошкольной организации
Инновационный потенциал дошкольной организации
Дошкольное образование переживает время перемен, успешность которых связана с обновлением научной, методической и материальной базы воспитания и обучения. Важнейшим условием такого обновления является использование современных инновационных технологий.

Как и любая инновация, новые условия организации образовательного процесса трактуются неоднозначно и вызывают множество вопросов, сомнений, дискуссий. С одной стороны, необходимо сохранить то положительное, чего удалось добиться за последние десятилетия, а с другой – назрела острая необходимость внедрения новых подходов в сфере образования.

Инновационная система

Инновационная система охватывает все сферы жизнедеятельности общества. Ее цель – привнесение новшеств, позволяющих усовершенствовать образовательный процесс и добиться поставленных целей более целесообразными средствами; создание новых технологий в сфере образования; стимулирование роста образовательного уровня в государстве. С учетом этого все усилия при инновационном подходе к организации педагогической деятельности направлены на поиск и выбор оптимальных педагогических решений.

Наш педагогический коллектив работает в инновационном режиме, где объектом педагогической инициативы становятся дети. Именно поэтому заведующий должен определить перспективу развития своей дошкольной организации с учетом социального заказа общества и четко сформулировать цель инновационной деятельности.

Целью инновационной деятельности является создание такой образовательной среды, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива. Следовательно, важно определить конкретные задачи для каждого направления:

  • – Что мы хотим изменить в содержании педагогического процесса?
  • – Какую цель мы ставили при организации методической работы в дошкольной организации?
  • – Как изменим предметно-развивающую среду?
К СВЕДЕНИЮ
Заведующий выстраивает «дерево целей» при организации управленческой деятельности в инновационном режиме. Для этого вся инновационная работа должна базироваться одновременно на своеобразной импровизации и планировании. Как правило, в детском саду инновационный процесс планируется в виде модели развития, затем организуется деятельность по реализации этой модели и налаживается контроль за ее ходом.

Для управления дошкольной организацией в инновационном режиме и управленческой деятельности педагогических работников необходимо, чтобы все члены педагогического коллектива активно участвовали в разработке и принятии решений.

Деятельность созданной управленческой команды способствует модернизации организационной структуры управления, повышению эффективности управления. Последнее основывается на умении заведующего работать не с отдельными людьми, а с группой. Также повышается качество воспитательно-образовательного процесса.

Любой проект может быть эффективно реализован только при условии взаимопонимания и сотрудничества всех участников воспитательно-образовательного процесса – инициаторов-руководителей, педагогов, родителей, детей.

Для управления инновационной деятельностью созданы инновационные структурные подразделения: инициативная, диагностическая и экспертная группы.

Объединения педагогов по методу проектов

Поиск новых форм методической работы с педагогическим коллективом привел к тому, что в практике нашей дошкольной организации используются объединения педагогов по методу проектов:

  • – «Мастер-класс» – перспективное совершенствование педагогического мастерства;
  • – «Наследие» – воспитание нравственно-культурных ценностей казахского народа;
  • – «Маленький дом большого здоровья» – воспитание у детей сознательного отношения к собственному здоровью;
  • – «Триязычие» – воспитание полиязычной личности дошкольника;
  • – «Молодые дарования» – раскрытие возможности профессионального роста молодых педагогов;
  • – «Школа речи» – создание инновационных коррекционно-развивающих технологий для развития речи;
  • – «Детский сад для всех» – организация новой модели взаимодействия семейного и общественного воспитания.

Проектирование меняет роль педагогов в управлении педагогическим процессом детского сада. Они выступают активными участниками педагогического процесса, а не исполнителями воли администрации, психолого-методической службы.

С каждым проектом каждого структурного подразделения нарабатывается система мероприятий по управлению инновационными процессами. В нашем случае результаты деятельности таких групп стабильны на протяжении пяти лет, а в отдельных случаях имеют положительную динамику:

  • – разработан диагностический инструментарий для проведения мониторинга уровня познавательного, социально-личностного развития детей;
  • – создана модель планирования по развитию связной речи у детей дошкольного возраста;
  • – разработан и внедрен проект повышения профессиональной компетентности молодых специалистов;
  • – дана экспертная оценка авторским программам и технологиям, реализуемым в дошкольной организации.

Эффективность данных структурных подразделений в инновационном режиме обеспечила

  • – высокое качество воспитательно-образовательного процесса (полнота реализации программ по физкультурно-оздоровительному направлению составляет 80 %, по художественно-эстетическому – 71 %, по познавательно-речевому – 83 %, по социально-личностному – 92 %);
  • – повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов (высшая квалификационная категория у 20 % педагогов, первая – у 23 %, вторая – у 42 %);
  • – расширение в развивающей предметной среде пространства для индивидуальной самореализации ребенка (оборудованы и функционируют центр игровой активности, кабинет психологической разгрузки, логопедический кабинет, музыкальный и спортивные залы, бассейн, сауна);
  • – повышение конкурентоспособности детского сада на рынке образовательных услуг (по результатам мониторинга отдела образования г. Актобе, наш детский сад на протяжении ряда лет занимает лидирующее место).
  • Творческая лаборатория

  • На базе детского сада действует творческая лаборатория.

Цель – сформировать у педагогов потребность в постоянном саморазвитии и профессиональном совершенствовании. Работа лаборатории построена по принципу создания оптимальных условий для творческого развития личности каждого педагога с учетом его внутренних ресурсов и возможностей.

Задачи:

  • – изучение новой технологии;
  • – разработка программы деятельности;
  • – координация инновационной и экспериментальной деятельности образовательных организаций, работающих по смежной тематике;
  • – совершенствование, обобщение и систематизация опыта работы входящих в лабораторию организаций по исследуемой проблеме;
  • – подготовка научных материалов и методических рекомендаций, обеспечивающих внедрение результатов инновационной и экспериментальной деятельности образовательных организаций в педагогическую практику;
  • – организация системы занятий: семинаров, практикумов, тренингов, творческих гостиных и других форм обучения, направленных на профессионально-личностное развитие и самоопределение педагогов образовательных организаций;
  • – организация деятельности, в том числе совместно с органами управления образования, по продвижению результатов исследовательской, опытно-экспериментальной и инновационной работы лаборатории.

Направления работы:

  • – Совершенствование комплексного методического обеспечения в соответствии с ГОСДВО.
  • – Дифференцированный подход в воспитательно-образовательном процессе на основе учета индивидуальных особенностей детей.
  • – Использование эффективных педагогических технологий в процессе деятельности с целью развития творческой личности ребенка и педагога.

Консультативный пункт

В детском саду функционирует новое структурное подразделение – консультативный пункт, созданный на базе образовательной организации приказом руководителя. Цель – обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям, дети которых не посещают детский сад.

Консультативный пункт в своей деятельности руководствуется уставом образовательной организации, договором между образовательной организацией и родителями (или лицами, их заменяющими) детей дошкольного возраста.

Состав консультативного пункта: заведующий, социальный педагог, педагог-психолог, медицинский работник, логопед, методист, воспитатель. Все сотрудники имеют соответствующую квалификацию. Управление консультативным пунктом осуществляет заведующий, назначаемый местными органами образования. В обязанности заведующего консультативным пунктом входят координация деятельности специалистов и планирование работы.

Организация помощи по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста в консультативном пункте строится на основе интеграции деятельности специалистов: воспитателя, педагога-психолога, учителя логопеда и других специалистов.

Основным направлением повышения качества дошкольного воспитания и обучения является создание условий для приобретения детьми личностной культуры, навыков, необходимых для обучения в школе, изучения государственного языка, интеллектуального и эмоционального развития детей, сохранения физического и психического здоровья.

Приоритетные направления

Из всего многообразия инновационных технологий, претендующих на реализацию личностно ориентированного подхода, педагоги выбрали следующие:

  • – воспитание и обучение в сотрудничестве;
  • – метод проектов;
  • – портфолио будущего школьника;
  • – разноуровневое обучение.

Все указанные технологии взаимосвязаны и взаимообусловлены. В результате они составляют определенную дидактическую систему. Суть инновационной деятельности в дошкольной организации – свобода его участников в выражении субъективного метода, выборе как содержания деятельности, так и средств решения проблемы. Все технологии основаны на признании индивидуальной неповторимости ребенка, возможности лучше понять ребенка, эффективном способе взаимодействия педагогов между собой, педагогов и родителей.

Анализ результатов управленческих действий, механизмов управления качеством образования определил планы на будущее:

  • – дальнейшее внедрение информационно-коммуникативных технологий в управленческую деятельность детского сада;
  • – создание единой модели управленческой инновационной деятельности детского сада.

Для управления инновационной деятельностью необходимо постоянно познавать и выявлять прогрессивные тенденции в образовательном процессе, направлять данный процесс в соответствии с этими тенденциями и с учетом объективных возможностей своего педагогического коллектива.

  Источник: журнал «Справочник руководителя дошкольной организации»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль