Развитие детей с ОВЗ

21
Развитие детей с ОВЗ
Развитие детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья – особая категория воспитанников, имеющих различные отклонения психического или физического плана, не позволяющие вести полноценную жизнь. Одной из форм успешного развития таких детей является музыкотерапия.

Музыкотерапия совершенствует сенсорные функции (зрительное и слуховое восприятие, речевую деятельность). Удивительный мир звуковой гармонии позволяет эффективно работать над исправлением нарушенных функций, привлекать ребенка к различным видам деятельности, а также раскрывать его музыкальные способности. Музыка создает положительный эмоциональный настрой, стимулирует ребенка к творчеству.

Принципы эффективного взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ):

  •  развитие инициативы и активности у ребенка с помощью совместной деятельности;
  •  развитие вокализации, звукоподражания;
  •  стимулирование произвольного и самостоятельного танцевального творчества.

Занятия должны проходить в доверительной атмосфере, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить свои индивидуальные качества. Иметь определенную структуру, позволяющую детям усваивать новый материал, приобретать уверенность в собственных возможностях, проявлять творческое начало, помогать другим, сопереживать неудачам и радоваться успехам. Общение может проходить в игровой форме. Главное условие – проявление самостоятельности. Педагог должен верить в ребенка, поддерживать и любить его.

Музыкотерапия является психотерапевтическим методом, в его основе лежит исцеляющее действие музыки на психологическое состояние человека. Позитивное действие музыкотерапии на детей с ОВЗ заключается в следующем:

  • способствует установлению доверительной атмосферы, взаимопонимания между участниками процесса;
  •  усиливается эффект от проводимой терапии, так как с помощью музыки легче проникнуть во внутренний мир, переживания ребенка, чем при помощи обычных бесед;
  • помогает достичь внутренней гармонии.

У детей с ОВЗ достаточно узкое представление о внешнем мире, их нервная система недостаточно развита, может быть нарушена координация движений, возможны проблемы с памятью и вниманием. Возникают трудности в синхронности движений с музыкой, им сложно координировать свои действия в соответствии с внешними сигналами (звуковыми, зрительными). Однако таким детям свойственна подражательность, что используется при освоении музыкально-ритмических движений, в подпевании и пении.

Уровень развития детей в детских садах можно повысить, если традиционные формы, методы и средства обучения и воспитания будут сочетаться с музыкотерапией.

Звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:

  • звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы;
  • духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным;
  • интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная; неслучайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью;
  • струнные инструменты прямо воздействуют на сердце; они (в особенности скрипка, виолончель и гитара) развивают в человеке чувство сострадания.

Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло. Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством подчинения людей своей воле, создания определенного имиджа, что важно для политика, руководителя и любого человека, кому необходима коммуникабельность.

 Направления и приемы музыкотерапии

Психогимнастика – совокупность упражнений, игр, направленных на развитие психомоторики и сглаживание различных отклонений в психических процессах.

Логоритмические занятия – набор музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр, которые «вписываются» в один общий сюжет и проводятся в игровой форме.

Музыкально-дидактические игры – вид терапии, который доказал эффективность при решении коррекционных задач.

Все эти методы основаны на игре. Игра является наиболее понятным и доступным видом деятельности для ребенка. Применяя игровую форму, гораздо проще создать позитивный настрой, который бы способствовал активному взаимодействию между детьми и взрослыми, раскрытию творческих способностей. Поощряется проявление инициативы, поддерживается познавательный интерес и внимание ребенка.

Продолжение читайте в журнале «Справочник музыкального руководителя» № 11-2017 г.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль