Трудности внедрения критериального оценивания в учебный процесс

124
Трудности внедрения критериального оценивания в учебный процесс
Трудности внедрения критериального оценивания в учебный процесс
Формативное оценивание – это оценивание прогресса учащихся с целью внесения изменений в процесс учения и обучения на ранних этапах. Формативное оценивание позволяет учащимся осознавать и отслеживать собственный прогресс и планировать дальнейшие шаги с помощью учителя.

Формативное (формирующее) оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно является «неформальным», чаще всего – безотметочным оцениванием, основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает, прежде всего, обратную связь.

В 2016/2017 учебном году на критериальное оценивание, которое состоит из формативного и суммативного, перешли все учителя, преподававшие в 1-х классах. Первый год внедрения формативного оценивания показал ряд трудностей, с которыми сталкивается педагог в процессе реализации данной инновации. Наиболее частые из них:

  • большие временные затраты на разработку самого урока по новым требованиям, заданий формативного оценивания, распечатку раздаточного материала;
  • трудности выбора и реализации различных стратегий формативного оценивания;
  • невозможность автоматизировать «обратную связь» с учеником и его родителями (записи в дневник, тетрадь и т. д.).
  • увеличение объема проверки работ учащихся.

Все эти трудности обусловлены несколькими объективными факторами, исторически сложившимися в системе образования стран всего постсоветского пространства:

1. Большое количество учеников в одном классе (в среднем около 30–40 в начальной школе и 25–30 в среднем звене), что требует более основательной и серьезной подготовки (раздаточный материал для каждого ученика, разработка вариативных заданий), увеличивается время контроля достижений заявленных дискрипторов (обратная связь), уменьшается время на заслушивание ответов учащихся и снижается объективность формативного оценивания. Указанные трудности можно решить за счет разработки и публикации (для удобства использования – лучше в электронном формате и без необходимости перепечатывать имеющийся материал) серии ежеурочных краткосрочных планов со всем заданиями формативного оценивания. Дополнительно требуется решить вопрос и материально-технического оснащения работы учителя (прежде всего, бумага, принтер, наглядные карточки, надписи и т. д.). Пожалуй, это единственный способ, так как нет возможности уменьшить количество учеников в классе. В настоящее время в помощь учителю есть отдельные краткосрочные планы (около 20–25 % от общего количества уроков) и только по некоторым предметам учебного плана.

2. Трудности выбора стратегий реализации формативного оценивания связаны с новизной предложенных в методических материалах форм и методов оценивания. Эта трудность со временем разрешится сама собой, так как более частое использование предложенных технологий учителем в своей работе доведет их выбор и реализацию до автоматизма. Учитель сам сможет выбрать среди десятка форм и методов работы наиболее приемлемые для себя. На этапе начала реализации новшества можно предложить составить в помощь учителю структурированную таблицу с описанием рекомендуемых форм и методов формативного оценивания в зависимости от поставленных целей и типа урока.

3. Необходимость автоматизировать – оптимизировать «обратную связь» является очевидной. Без ежеурочной фиксации результатов каждого ученика учитель не может скорректировать процесс обучения, а цель формативного оценивания заключается именно в корректировке и индивидуализации процесса обучения, исходя из результатов каждого конкретного ученика. Эту трудность можно решить при помощи создания учителем полного комплекта краткосрочных планов и разработанных дискрипторов для каждого урока.

Продолжение читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» 11-2017 г.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль