Программа по профориентационной работе «Мой профессиональный выбор»

18
Программа по профориентационной работе «Мой профессиональный выбор»
Программа «Мой профессиональный выбор» разработана для воспитанников старших классов.

Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы. Это объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных решать основные задачи в области профессионального самоопределения воспитанников.

Цель – постепенное формирование у учащихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного).

Воспитанники выпускных классов испытывают большие трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, условиях работы и работодателях.

Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте. Определяясь с профессией, он выбирает и образ жизни.

Многие подростки недостаточно осведомлены об особенностях каждого вида деятельности, не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Вследствие этого необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры.

Период выбора профессии совпадает с подростковым и юношеским возрастным периодом. Для этого этапа жизни характерны становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни. Всё это активизирует процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии.

Все необходимые условия следует создавать в первую очередь для того, чтобы воспитанник почувствовал себя субъектом профессионального, жизненного и культурного самоопределения, автором собственной биографии и человеком, причастным к созданию общественно значимого продукта.

Профориентационная работа в детском доме рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих профессиональному самоопределению выпускников.

За каждым воспитанником приказом учреждения закрепляется педагог, который в течение всего периода сопровождает его и оказывает консультативную помощь при выборе профессии.

Информационно-просветительская профориентационная работа проводится на воспитательских часах и осуществляется педагогами детского дома.

Занятия проходят в различных формах:

  • экскурсии в учебные заведения и на предприятия;
  • информационные беседы;
  • дискуссии;
  • семинары;
  • коллективные творческие дела;
  • профориентационные игры;
  • анкетирование детей для определения их профессиональных наклонностей;
  • встречи с работниками различных профессий.

Педагог-психолог реализует работу по профессиональной ориентации выпускников в рамках сопровождения психолого-педагогического процесса.

Социальный педагог проводит работу по их сопровождению в выборе учебного заведения.

Педагоги сопровождают воспитанника в течение всего периода его выбора учебного заведения и в дальнейшем при его обучении в учебном заведении.

Цель: оказание помощи воспитанникам детского дома в определении осознанного выбора профессии.

Задачи:

  • обучение воспитанников выделению дальних и ближних профессиональных целей;
  • помощь в определении готовности к достижению профессиональных целей;
  • повышение уровня профессиональной зрелости;
  • исследование учащимися своих способностей и возможностей;
  • построение жизненной перспективы.

Участники проекта:

  • воспитанники;
  • воспитатели;
  • педагог-психолог;
  • социальный педагог;
  • администрация;
  • учреждения, содействующие профессиональному воспитанию.

Срок реализации проекта – 1 год.

Этапы реализации проекта

  • Организационный этап

Цель: подготовка условий для профориентационной работы.

Задачи:

  • изучение нормативной базы;
  • разработка, обсуждение и утверждение программы по профориентации воспитанников на методическом совете;
  • анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы;
  • подбор диагностических методик по основным направлениям программы;
  • составление плана реализации проекта.
  • Практический этап – запуск реализации проекта

Цель: реализация программы по профориентации.

Задачи:

  • отработка эффективных форм и методов воспитательного воздействия;
  • обогащение содержания профпросвещения;
  • расширение и укрепление связей и отношений детского дома с учреждениями города;
  • вовлечение в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности;
  • мониторинг реализации проекта;
  • проведение экскурсий в различные учреждения города.
  • Заключительный этап – обобщение опыта работы

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

  • обобщение результатов работы;
  • анализ проектной деятельности;
  • коррекция затруднений в реализации программы;
  • планирование перспективы работы на следующий период с учетом полученных результатов.

Прогнозируемые результаты

  • Оказание адресной психологической помощи воспитанникам в осознанном выборе будущей профессии.
  • Готовность воспитанников к профессиональному самоопределению и возможной профессиональной переориентации в условиях изменений рынка труда.
  • Успешный самостоятельный и осознанный выбор профессии каждым выпускником.
  • Планирование карьеры выпускника.

Воспитанники должны знать

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;
  • понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
  • правила выбора профессии;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда;
  • понятие о психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.

Воспитанники должны уметь

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
  • составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;
  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;
  • анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также об актуальных формах и методах в условиях современного рынка;
  • классифицировать профессии, разделять относящиеся к профориентологии понятия: «профессия», «специальность» и др.;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Формы работы по реализации программы:

  • индивидуальные беседы по профессиональной ориентации;
  • тестирование и анкетирование;
  • ознакомление с той или иной профессией путем проведения воспитательских часов, индивидуальных и коллективных бесед, посещения производственных объектов;
  • экскурсии в учебные заведения;
  • беседы с сотрудниками детского дома, работающими по близким для воспитанников специальностям: водитель, повар, швея, воспитатель, психолог, социальный педагог и др.;
  • временное трудоустройство воспитанников;
  • труд по самообслуживанию;
  • занятия в кружках.

План мероприятий по реализации программы «Мой профессиональный выбор»

Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в журнале № 10-2017«Справочник классного руководителя».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль