Творческая группа «Школа исследователя»

49
Творческая группа «Школа исследователя»
Целью развития нашего детского сада в контексте управления качеством образования является создание творческих групп. Одна из них – «Школа исследователя».

В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности.

Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.

В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования и профессиональной компетенции педагогов меняется и методическая работа с кадрами, характер которой зависит от профессионализма каждого педагога.

Общие положения «Школы исследователя»

  • · «Школа исследователя» является сообществом педагогов детского сада, желающих заниматься исследовательской и творческой работой.
  • · Стимулирует творчество опытных педагогов и повышает их мотивацию к саморазвитию, самоактуализации и самореализации на основе проводимых исследований, опытно-практической работы и других способов деятельности.
  • · Условия участия в школе: склонность субъектов к исследовательской и творческой деятельности; наличие опыта проведения учебного исследования или стремление получить его.

Добровольными участниками «Школы исследователей» стали пять педагогов высшей категории.

Банк данных об участниках «Школы исследователей»

Ф. И. О. Должность Образование Квалификационная категория
1
2
3

Цель: развитие интеллектуального и творческого потенциала, приобретение исследовательской компетенции участниками сообщества; создание условий для обмена опытом.

Задачи:

  • · Организация актуальных для детского сада исследований.
  • · Мотивация к овладению новыми технологиями обучения, созданию собственных педагогических разработок.
  • · Пространство для содержательного диалога участников школы и всего педагогического коллектива детского сада с целью обмена положительным педагогическим опытом.
  • · Получение педагогами навыков самостоятельной теоретической, исследовательской и аналитической работы.

Функции:

  • · Создание условий для освоения участниками исследовательской деятельности.
  • · Организация деятельности участников школы по освоению новой педагогической технологии.
  • · Повышение престижности исследовательской деятельности среди педагогов.

Ожидаемые результаты:

  • · Повышение квалификации и опыта самостоятельной теоретической, исследовательской и аналитической работы участников школы.
  • · Освоение новой педагогической технологии.
  • · Обмен опытом с педагогическим коллективом детского сада.

Периодичность заседаний: 1 раз в 2 месяца в соответствии с планом работы «Школы исследователя» на учебный год.

Тема исследования: «Проблемно-диалогическая технология»

Проблемно-диалогическое обучение основано на получении новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач с помощью проблемных ситуаций. Суть «Проблемно-диалогической технологии»: под руководством взрослого ребенок открывает новые знания, учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты.

В течение года проведены мероприятия согласно тематическому плану.

Тематический план занятий «Школы исследователя» на 2016/2017 учебный год

Тема занятия Форма проведения Дата проведения Исполнители
1 Занятие 1 
Утверждение состава «Школы исследователя». Утверждение тематики заседаний. Цели и задачи «Проблемно-диалогической технологии». Теоретическое исследование
Организационное занятие Октябрь
2 Занятие 2 
Этапы организации процесса познания, конструкции развивающих вопросов и заданий «Проблемно-диалогической технологии»
Лекция-практикум с разбором конкретных ситуаций Декабрь
3 Занятие 3 
Алгоритм создания логики развертывания событий при обсуждении проблемно-диалогической ситуации. Изучение приемов создания проблемной ситуации
Занятие-взаимообучение Февраль
4 Занятие 4 
Представление опыта исследований «Проблемно-диалогической технологии»
Внедрение в практику детского сада Апрель

В ходе работы «Школы исследователя» было проведено 4 занятия, все педагоги принимали активное участие в творческих группах.

На первом занятии был утвержден состав «Школы исследователя», тематика заседаний. Директор школы ознакомила участников с целями и задачами данной технологии. Педагоги единодушно приняли это предложение и утвердили тематику заседаний.

Второе занятие прошло в форме лекции-практикума с разбором конкретных ситуаций.

На нем были рассмотрены «Этапы организации процесса познания, конструкции развивающих вопросов и заданий «Проблемно-диалогической технологии».

Занятие началось с доклада. Где были подробно представлены сведения о «Проблемно-диалогической технологии», которая включает

  • – побуждение ребенка к активности;
  • – поиск смысла происходящих изменений и открытие нового знания через диалог, дискуссию;
  • – рефлексию и фиксацию степени соответствия поставленной цели результатом деятельности.

Перечислены этапы познания:

  • 1-й этап – момент «удивления», который вызывает интерес, содержит новизну. Этот этап ставит для ребенка проблемную ситуацию, побуждает к активности.
  • 2-й этап – система вопросов и заданий, которые активизируют и развивают логическое мышление детей. На этапе поиска решения выстраивается логическая цепочка умозаключений, которые ведут к новым знаниям.
  • 3-й этап осуществляется под девизом «Хотели узнать и узнали».

Была представлена «Таблица конструкций развивающих вопросов и заданий». Все вопросы и задания делятся на типы: репродуктивные, продуктивные, эвристические, проблемно-поисковые, творческие. Каждому типу соответствуют свои вопросы, они указаны в таблице, которую в бумажном варианте имели все присутствующие.

На примере «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина разработаны все типы «конструкций развивающих вопросов». Педагоги, опираясь на таблицы, на практике тренировались составлять вопросы и задания по художественному произведению к каждому типу вопросов. Например, эвристический вопрос: «Что мог бы попросить старик для себя?». Продуктивный вопрос: «Какую ошибку допускает старик и что можно было бы предпринять, чтобы у старухи не случился приступ жадности?

Занятие получилось интересным и оживленным, с применением интерактивной доски.

Третье занятие – занятие-взаимообучение.

Следующий докладчик ознакомила присутствующих с первой частью темы занятия. Рассказала о том, как создается логика развертывания событий при обсуждении проблемной ситуации. Этот алгоритм выглядит следующим образом:

анализ проблемной ситуации →

постановка проблемы →

поиск недостающей информации и выдвижение гипотез →

проверка гипотез и получение нового знания →

перевод проблемы в задачу →

поиск способа решения задачи →

решение →

проверка решения →

доказательство правильности решения.

Докладчик рассказала о приемах создания проблемной ситуации. Вся информация была представлена в табличной форме, что помогло участникам лучше разобраться в данном вопросе. Прежде чем создать прием, нужно выделить тип проблемной ситуации, тип противоречия и сам прием создания проблемной ситуации. Важно продумать побуждающий диалог от проблемной ситуации.

В работе с детьми необходим мотивирующий прием, это «яркое пятно» – интригующий материал. В качестве такого пятна могут быть использованы сказки, фрагменты из художественной литературы, случаи из повседневной жизни, шутки. Словом, любой материал, способный заинтриговать, захватить внимание детей и связанный с обсуждаемой темой.

Прием «Выдвижение и проверка гипотез» важен тем, что детей надо направить на выдвижение идей, гипотез. Выдвинуть гипотезу, значит, высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочные.

Были приведены практические примеры.

Тема четвертого занятия: «Представление опыта исследований «Проблемно-диалогической технологии».

Творческий подход в освоении исследований «Проблемно-диалогической технологии» находит свое отражение в результатах. Этими результатами участники «Школы исследователей» поделились с педагогами детского сада:

  • · Собран весь теоретический материал по данной технологии. Лекции и выступления всех участников «Школы исследователей», с приложением демонстрационного материала в презентациях.
  • · «Проблемно-диалогическая технология». Теоретическое исследование.
  • · Этапы организации процесса познания, конструкции развивающих вопросов и заданий «Проблемно-диалогической технологии».
  • Алгоритм создания логики развертывания событий при обсуждении проблемно-диалогической ситуации.
  • · Приемы создания проблемной ситуации.
  • · Создана картотека «Проблемно-диалогические ситуации на занятиях с дошкольниками». Где представлены разные ситуации на занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, основам безопасности, грамоте, экологии, конструированию, а также в сюжетно-ролевой игре, при наблюдениях на прогулке.

Весь наработанный материал для удобства использования находится в методическом кабинете.

+

Творческая группа, работая по данному направлению, в своей деятельности использовала разнообразные формы работы. Методическая работа в образовательном процессе занимает важное место, поскольку она дает возможность каждому педагогу включиться в такой вид деятельности, который позволит ему повысить квалификацию, осмыслить свой опыт. Все формы методической работы направлены на повышение квалификации и мастерства педагога.

Источник: журнал «Методист организации образования» № 10-2017



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в электронном журнале

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль