Мастер-класс «Рефлексия в учебно-познавательном процессе»

9
Учебно-познавательный процесс
Учебно-познавательный процесс
Организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии и развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Форма проведения – практическое занятие.

Рассчитан на группу педагогов из 30 человек.

Цели:

  • Образовательная. Освоить методы организации рефлексивной деятельности педагога и студентов на уроках.
  • Развивающая. Развивать речь, логику и критическое мышление.
  • Воспитательная. Воспитывать чувство самои взаимоуважения в условиях работы в группах.

Ход мастер-класса

1-й этап – организационный. Введение в тему. Стадия вызов.

Учитель. Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу провести с вами мастер-класс по теме «Рефлексия в учебно-познавательном процессе». Предлагаю вам образовать 3 группы, состоящие из 10 человек.

Эпиграф нашего занятия: «Я учусь и рефлексирую, значит, я мыслю».

В процессе работы нам необходимо соблюдать некоторые правила мастер-класса:

  • не перебивать друг друга;
  • смело высказывать свои мысли;
  • говорить от своего имени;
  • активно работать;
  • уважать мнение собеседника.

Наши ожидания от совместной творческой работы:

  • узнать что-то новое;
  • пообщаться с коллегами;
  • приятно провести время;
  • обменяться опытом.

2-й этап – целеполагание. Цель: освоить методы организации рефлексивной деятельности педагога и студентов на уроках.

3-й этап. Использование метода «Ассоциация».

У каждой группы имеется лист, на котором написано слово «рефлексия». Педагогам необходимо написать свои ассоциации с этим термином – как вы его понимаете. Ассоциации озвучиваются.

Учитель. Что такое рефлексия? Это слово происходит от латинского – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

В толковом словаре русского языка рефлексия характеризуется как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

4-й этапУчитель. Каковы условия рефлексивной деятельности студентов на уроке?

Участники мастер-класса отвечают на этот вопрос.

Психологи и педагоги отмечают, что рефлексия возможна, если

– студентам предоставляется максимальная свобода выбора тем и способов работы;

– студента привлекают к постановке личных целей и задач в образовании;

– учитывается индивидуальный темп, личный опыт, стиль и способности студентов;

– признается право студента на собственное личностное отношение к происходящему;

– в основе оценки студента не отметка учителя, а самооценка процесса своего образования, рефлексия и деятельностная взаимооценка всех субъектов образования.

Отсутствие у учителя практического инструмента по организации рефлексии на уроке препятствует формированию рефлексивных умений студентов.

Учитель. На каких этапах может применяться рефлексия?

Не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного, сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, воспринятого каждым. Ее цель – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

5-й этап. Участники мастер-класса на отдельном листе выполняют задание, а затем представляют его группой, защищают и аргументируют свой выбор.

Классификация Этап урока Задачи
Рефлексия настроения и эмоционального состояния В начале урока Установление эмоционального контакта с группой
В конце деятельности Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы
Рефлексия деятельности На этапе проверки домашнего задания, защиты проектных работ Осмысление способов и приемов работы с учебным материалом, поиск наиболее рациональных
В конце урока Оценить активность каждого на разных этапах урока, эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации)
Рефлексия содержания учебного материала Этап изучения учебного материала Выявление уровня осознания содержания пройденного, выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового

Далее участники мастер-класса демонстрируют приемы рефлексии.

1-я группа – «Цепочка пожеланий» (рефлексия настроения и эмоционального состояния).

2-я группа – «Лестница успеха» (рефлексия деятельности).

3-я группа – «Три М» (рефлексия содержания учебного материала).

6-й этап. Каждой группе предлагается составить синквейн на тему «рефлексия». Презентация своих синквейнов.

Правила создания синквейна:

1-я строка – имя существительное, тема синквейна;

2-я строка – два имени прилагательных, раскрывающих тему;

3-я строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна;

4-я строка – фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которых высказывается свое отношение к теме;

5-я строка – слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы, позволяющее выразить к ней личное отношение.

7-й этапУчитель. Организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии и развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Источник: журнал «Методист организации образования» № 8-2017



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль