Формирование культуры школы

31
Формирование культуры школы
Формирование культуры школы
Школа как важнейший социальный институт, ответственный за передачу и воспроизводство культуры, в первую очередь ощущает потребность в переменах, связанных с социально-экономическими изменениями в обществе.

На современном этапе актуализируется вопрос исследования организационной культуры школы, изучение проблемы формирования культуры организации образования (далее – ОО), практическое использование ее потенциала.

Инновационные процессы в школе имеют две плоскости:

  • «механическую» – изменения структуры, технологий, процедур, пространственных преобразований;
  • «культурную» (социальной) – изменения восприятия, способов мышления и поведения людей.

Внешнюю среду школы можно считать в большей степени органической, чем механистической организацией: как ни пытаются измерять деятельности школы через ВОУД, ЕНТ, аттестацию – ее результаты трудно поддаются измерению. Несмотря на постоянные усилия вышестоящего руководства и администрации реальная жизнь школы мало регламентируется стандартными процедурами и правилами, а отношения в коллективе в основном носят неформальный личностный характер. Известные в педагогической науке исследователи отмечали, что на результат деятельности ОО в основном влияет уровень взаимодействия педагогов и детей.

Организационная культура:

  • оценочное понятие традиционного управления – высокий уровень развития школьной организации, свидетельство зрелости коллектива и высокого качества управления;
  • дно из важнейших понятий современной теории организации и менеджмента, под организационной культурой понимают совокупность реально действующих, бытующих в данной организации ценностей, традиций, обычаев, ритуалов, поведенческих привычек, правил общения и взаимодействия.

Особенности культуры школы определяют ее индивидуальность и неповторимость, специфику реакций педагогического коллектива на внешние и внутренние события. Культура школы имеет фундаментальное значение для ее руководителей, особенно в тех случаях, когда возникает много новых направлений развития и стратегическое планирование становится обязательным и необходимым.

Организационная культура школы обусловливается, с одной стороны, такими внешними факторами, как национальные традиции, экономические условия, особенности культуры в окружающей среде. С другой стороны, на формирование организационной культуры школы серьезное влияние оказывают внутренние факторы: особенность личности руководителя, провозглашенная миссия школы, ее цели и задачи, общий уровень образования и квалификации педагогов.

Понимание характера организационной культуры школы дает представление о ее человеческом потенциале, позволяет оценить целесообразность или нецелесообразность определенных управленческих действий, более точно планировать направление и динамику стратегического развития образовательно-организационной системы школы.

Внутренние факторы, влияющие на формирование организационной

культуры школы

Символы. Символы достаточно легко читаются, а человеку, пришедшему в школу в качестве проверяющего или просто гостя, невольно бросаются в глаза. Это и «настенная живопись», и содержание, и вид досок объявлений, награды (выставленные на стендах или хранящиеся в кабинете директора или в школьном музее) и многое другое.

К символам относятся и знаки отличия. Гордость за свое учебное заведение ищет и находит сегодня новые формы оригинальной самоидентификации и самовыражения, в том числе с помощью геральдики. Для школы это может быть школьный герб, шеврон, флаг, гимн. Если в школе еще нет символов, можно провести конкурс на авторское изображение символов школы, а потом общим собранием или референдумом принять эти символы и уважать их.

Значение школьных стендов трудно переоценить, так как они предназначены для размещения объявлений, расписаний занятий, внешкольных мероприятий, новостей, праздников, истории и т. д. Школьные стенды помогают в информировании учеников, родителей и преподавателей, а также привносят эстетику.

Например, с помощью стенда «Наше творчество» можно организовывать различные школьные выставки работ. Классные уголки, стенды в учебных кабинетах помогают в воспитательном и образовательном процессах. Тематические стенды направлены на мотивацию углубленного изучения.

«Герои» организации. В каждой школе есть своя «Доска почета», стенды для демонстрации лучших учеников и их успехов в учебе, спорте и олимпиадах. Определенную воспитательную роль играет стенд «Ими гордится школа» с фотографиями и кратким описанием достижений выпускников школы разных лет, которые добились успеха за эти годы. Они должны стать героями школы, образцом для подражания.

В настоящее время возросла роль технических средств обучения и информационных технологий, появились новые способы передачи информации. Школьный сайт или веб-страница – это хорошая возможность показать лицо школы, поддерживать и развивать ее положительный имидж, рассказать о своих лидерах и достижениях.

Продолжение читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» № 8-2017 г.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль