Воспитание экологической культуры учащихся начальной школы

2
Воспитание экологической культуры учащихся начальной школы
Воспитание экологической культуры учащихся начальной школы
Школьное экологическое образование закладывает основу формирования личности с новым типом мышления и поведения – экологическим.

Учащиеся должны понять, что многообразие живых организмов и ландшафтов необходимо для сохранения естественных ресурсов не только для сегодняшнего поколения, но и для будущего.

Экологическое образование и воспитание необходимо начинать с самого раннего детства. Дети особенно восприимчивы к добру, любознательны. Именно в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Важно, чтобы в этом возрасте рядом с ребенком находился грамотный наставник, способный развить в нем начало экологической культуры.

Цель эколого-экономического образования и воспитания – формирование ответственности за состояние окружающей среды и ее экономичное использование. Ее содержание богато и разнообразно, может быть развернуто не только в урочной системе, но и во внеклассной деятельности. Благодаря этому ребенок вовлекается в социальные отношения через природу, общество, педагогов и родителей, общественные и научные организации, психологический климат в коллективе.

В связи с этим в гимназии разработана и успешно внедряется в учебно-воспитательный процесс начального звена программа по экологическому воспитанию «Я познаю тайны окружающего мира».

Актуальность – способствует оздоровлению детей: занятия в основном проводятся на воздухе, лишены статичности, ученики находятся в постоянном контакте с природой, животным и растительным миром, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень.

Программа способствует формированию активной жизненной позиции младших школьников, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, творческое саморазвитие, самореализация.

Цель – формирование экологической культуры, знаний у учащихся, вовлечение в природоохранную деятельность.

Задачи:

  • развитие экологического мышления;
  • формирование стремления учащихся к познанию современных реалий экологии;
  • стимулирование интереса к элементарной исследовательской деятельности;
  • обеспечение выработки у учащихся приемов и навыков самостоятельной и познавательной работы;
  • привитие интереса к проблемам окружающей среды и вовлечение в практическую деятельность;
  • воспитание чувства уважения, любви и гордости за природу своего города и страны.

Программа рассчитана на детей двух возрастных групп: 6–8 и 9–10 лет.

Формы и методы работы с каждой конкретной группой учитель выбирает в зависимости от их возрастных особенностей.

Дети 6–8 лет выполняют меньший объем работы, используют простые методы наблюдений, обобщают результаты своих исследований в основном в виде рисунков и коротких рассказов. Чем старше дети (9–11 лет), тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными.

Структура программы

  • Экологическое занятие как специально организованная форма обучения предполагает экскурсии, наблюдения, изобразительную деятельность.
  • Совместная деятельность педагога и детей:
  • тематические прогулки в парк, скверы;
  • подвижные и дидактические игры;
  • рассказ воспитателя о явлениях природы;
  • чтение детской литературы;
  • просмотр научно-популярных фильмов на экологическую тему;
  • беседы и разговоры с детьми;
  • рассматривание картинок, иллюстраций природы;
  • сбор семян растений, осенних листьев, камней для коллекций;
  • проведение элементарных опытов;
  • подготовка и проведение экологических праздников.
  • Самостоятельная деятельность детей:
  • разные виды игр;
  • уход за растениями, животными;
  • коллекционирование, рисование;
  • изготовление поделок из природных материалов, цветочных композиций.

Формы и методы работы

  • Групповые занятия, теоретическое обсуждение вопросов, практическое применение полученных знаний в дискуссиях и сообщениях с использованием элементов ролевой и деловой игры, настольно-печатные и словесно-дидактические игры.
  • Экскурсии, организация и проведение массовых мероприятий в рамках гимназии.
  • Работа с учебной и художественной литературой, подготовка сообщений, работа с наглядными пособиями и природными материалами.
  • Практические занятия по изготовлению поделок из природного материала и оформление творческих отчетов о проделанной работе.
  • Изготовление памяток, правил.

Никакие технические и информационные технологии обучения не заменят организованного и целенаправленного личного контакта с природными объектами, который возможен только на экскурсии под руководством знающего педагога. Ученики познают основы экологической культуры на предметно-чувственном уровне, осмысливают окружающий мир как единое целое с определенными закономерностями. У них возникают эстетические переживания. Дети приобретают опыт наблюдательности, сотрудничества друг с другом и взрослыми в практической экологической деятельности.

Программа построена на основе экосистемного подхода. Темы экскурсионных занятий и маршруты определяются экосистемами городских парков и пригородного природного ландшафта.

При составлении программы также учитывался экологический календарь международных праздников, которые задают экологический ритм жизнедеятельности учащихся.

Курс рассчитан на учащихся 1-4-х классов общеобразовательных школ.

Структура программы содержит знания, которые вызывают у ребят познавательный интерес к окружающей среде.

Особенности содержания и виды деятельности учеников в ходе овладения знаниями дают возможность для использования различных форм обучения.

Содержание занятий расширяет кругозор детей, помогает в овладении навыками самостоятельной работы и методами проектной деятельности, формирует умение анализировать информационные источники и делать выводы.

Практические работы и экскурсии адаптированы к психофизиологическим и возрастным особенностям учащихся начальных классов, не требуют специального и дорогостоящего оборудования и носят интегрированный характер.

Тематика и содержание обучения предыдущего класса логично и последовательно связаны с последующими.

Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в журнале № 8-2017«Справочник классного руководителя».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль