Работа социального педагога в школе

34
Работа социального педагога в школе
Работа социального педагога в школе
Должность «социальный педагог» в образовательной среде введена не так давно. Необходимость возникла из-за увеличения количества детей с отклоняющимся поведением, роста детской преступности и числа неблагополучных семей.

Ранее обязанности социального педагога выполняли классный руководитель или учителя-предметники.

В основном должность социального педагога присутствует в школах, детских садах, социальных службах, приютах и учреждениях, работающих с несовершеннолетними.

Социальный педагог

  • представляет и защищает интересы детей, подростков;
  • взаимодействует с органами полиции, в частности с подразделениями по делам несовершеннолетних, судами, органами опеки, психологами и педагогами;
  • работает с трудными подростками;
  • консультирует родителей;
  • организовывает мероприятия по воспитанию.

В приоритете у школьного социального педагога создание здорового микроклимата в коллективе, гуманизация межличностных отношений. Он также содействует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность; изучает специальные проблемы школьников и учителей и принимает меры для их решения. Социальный педагог поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание уделяется проблемам защиты ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.

Учителю чаще приходится работать с классом или группой, в основном его методы направлены на работу с коллективом. Социальный педагог работает с отдельной личностью – с отдельным ребенком, подростком, родителем.

Социальный педагог выявляет детей, нуждающихся в социальной помощи. Это неуспевающие ученики, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьный курс; дети, переживающие стрессы в коллективе сверстников в школе или в семье. Также это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщались к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

Одно из направлений деятельности социального педагога – работа с социально незащищенными детьми: опекаемыми, инвалидами, из многодетных и малообеспеченных семей. Для выявления этих категорий в начале учебного года составляются социальные паспорта классов, на основе которых формируется «Банк данных социально незащищенных категорий».

В течение всего учебного года социальные педагоги ведут работу по оказанию консультационной помощи родителям детей-инвалидов, опекунам и попечителям; отслеживают посещаемость и успеваемость; проводят работу по обследованию социально-бытовых условий и санитарного состояния жилья. Социальные педагоги оказывают помощь в вопросах профориентации выпускникам школы из числа опекаемых.

Также социальный педагог работает с детьми в микрорайоне. Он составляет единый план воспитательной работы в микрорайоне и школе, который объединяет школу и все социальные службы в решении общей проблемы воспитания и защиты детей.

Работа в школе начинается с диагностики, составления социальных паспортов классов. На их основе формируется социальный паспорт школы, позволяющий определить образовательный статус родителей (необходимо для планирования работы с родителями). Также определяется статус семьи – подходы в воспитательной работе зависят и от процентного соотношения полных и неполных семей.

Совместно с классными руководителями выявляется, кому из детей следует уделить больше внимания. На ребенка из группы риска заводится социальная карта, в которую входят:

  • характеристика;
  • акт обследования семьи учащегося;
  • четвертные оценки;
  • пропуски за каждый месяц с объяснением причин;
  • данные о работе с обучающимся и семьей;
  • результаты проводимых социально-педагогической службой обязательных диагностик, анкетирования, тестирования;
  • рекомендации по работе с подростком классному руководителю, учителям;
  • социальная карта семьи учащегося;
  • докладные, объяснительные и другие документы о проводимой индивидуально-профилактической работе с учащимися.

Особого внимания и заботы социального педагога требуют дети с определенными социальными проблемами: слабое здоровье, проблемы в межличностном общении, сложные отношения между членами семьи и т. д. При определенном стечении обстоятельств эти проблемы могут обостриться, и ребенок не всегда может справиться с ними. В таких случаях он становится «трудным». Во избежание этого социальный педагог ведет активную работу с ними.

Для работы с детьми, имеющими проблемы в обучении, подключают учителей-предметников. Они работают над развитием познавательной сферы, формируют учебную мотивацию, помогают ребенку справиться с трудностями и проблемами в обучении во внеурочной деятельности и определиться в интересах.

Помочь ученику найти себя, компенсировать социальное неблагополучие интересным делом, обрести новых друзей и единомышленников – главный успех в работе социального педагога. Определить интересы ребенка, предложить ему кружок, секцию, где он может развивать свои интересы и способности, – всё это может помочь ему выйти из группы риска.

С некоторыми детьми проводится индивидуальная работа по развитию эмоциональной сферы, формированию культуры чувств, т. е. умению подавлять негативные эмоции положительными, моральными, этическими, интеллектуальными чувствами.

Межличностные отношения – важный компонент воспитательной системы школы. Задача социального педагога – знать психологическую атмосферу класса, держать под контролем детей, испытывающих трудности в общении. Это осуществляется через диагностику, наблюдение, беседы с классными руководителями и детьми. Важно в трудный момент оказаться рядом, поддержать, помочь разобраться в ситуации и предложить возможные пути решения проблемы.

Основные принципы деятельности социального педагога

  • Многофункциональность – выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности школьника и педагога.
  • Объективность – учет как можно большего числа факторов существования и развития школьного коллектива и отдельной личности; выработка непредвзятых рекомендаций; учет возрастных особенностей и наклонностей каждой личности, ее нравственной и моральной позиции.
  • Коммуникативность – организация системы взаимосвязи с администрацией школы, педагогами, учащимися, родителями, врачами, психологами, юристами и т. д. Благодаря этому социальный педагог получает разнообразную информацию о жизни школьного коллектива, его отдельных частей и личностей. Это необходимо, чтобы свободно ориентироваться во всех школьных делах и процессах, быстро находить средства квалифицированной помощи.
  • Интеграция – полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов.
  • Оперативность – быстрое разрешение или профилактика социальных проблем и противоречий в школьном коллективе.
  • Репрезентативность – представительство во всех социальных группах школьников и учет их интересов.
  • Адаптация – ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.

Формы работы социального педагога:

  • групповая работа со школьниками вне занятий (включая помощь в выполнении школьных работ и предложения в области досуга);
  • предложения по организации занятий (например, игровые уроки, социальные опытные тренинги в процессе занятий и т. д.);
  • соучастие и творческое представление в социальной жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях);
  • работа с родителями, представление их интересов;
  • профессиональная подготовка, ориентация, помощь в смене профессии;
  • консультирование (интегративные формы консультаций для школьников, родителей и учителей, консультирование учебных групп, работа с учителями в группах);
  • работа с организациями, планирование работы, сотрудничество в вопросах школьной политики;
  • супервизия;
  • научное обоснование, сопровождение и оценивание.

Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в журнале № 7-2017«Справочник классного руководителя».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль