Управленческие компетенции руководителя

21
Управленческие компетенции руководителя
Управленческие компетенции руководителя
Управление современной школой – один из сложных процессов. Руководитель организации образования (далее – ОО) должен знать тонкости и специфику профессиональной педагогической деятельности, а также иметь практические и теоретические знания из области менеджмента.

Школа – сложная система: «администрация – учитель – ученик», где неотъемлемым элементом является человек. Человек активно участвует в формировании этой системы, влияет на характер связей и отношений, их функционирование и развитие.

Следовательно, управление школой – управление социальной системой.

В рамках данной системы руководитель ОО пытается избавиться от командного стиля управления и тотального контроля и перейти к демократичным формам управления. Он начинает работать в новой социокультурной ситуации, исход которой предвидеть невозможно. Наличие у современного руководителя системного мышления является необходимым показателем компетентности принятия управленческих решений. Усиливается его ответственность за целевую ориентацию образовательного процесса на устойчивое развитие.

Новый стиль управления руководителя начинает проявляться в изменении ведущих установок, приоритетных ценностей, представлений об имидже школы и собственном имидже. Руководитель школы должен содействовать развитию потенциала образовательной системы школы, ее переводу на обновленное содержание, ориентированное на результат, переориентации основной цели образования с формирования человека-исполнителя на человека-созидателя.

Задача современного руководителя – научиться выбирать эффективные методы и стили управления, направленные на результативность деятельности ОО.

Параметры практической деятельности руководителя ОО при формировании компетенции управления:

  • срочность и отсутствие времени на глубокий анализ;
  • высокий процент неопределенности;
  • подчиненные – не пассивные элементы, а люди, адаптирующиеся к любой новой ситуации;
  • ситуативность и потребность в принятии интуитивных решений.

Развитие управленческих компетенций осложняется тем, что оно напрямую связано с отношениями между людьми. Выстроив отношения с одними сотрудниками, нельзя точно так же управлять другими – придется потратить время на установление отношений доверия, выработку единого языка общения, согласования ролей и т. д. Получается, что управленческая компетенция – это не столько навык менеджера, сколько коллектива и организации в целом. И если ОО обладает высоким качеством управления – уход одного из руководителей не приводит к значимому ухудшению управления организацией, в отличие от увольнения сотрудника – ключевого в какой-то функциональной области.

Компетенция – готовность и способность личности применять в своей профессиональной деятельности знания, умения, навыки, личностные качества, позволяющие мобилизоваться на выполнении этой деятельности, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Управленческая компетенция – интегральное свойство личности, основанное на профессиональных управленческих ценностях, отражающее ее готовность и способность применять систему управленческих знаний и умений в процессе профессиональной управленческой деятельности.

Определен состав компонентов специальной и методической управленческих компетенций руководителей ОО.

Компоненты специальной управленческой компетенции:

  • способность самостоятельно разрабатывать варианты управленческих решений;
  • готовность находить нестандартные решения типовых управленческих задач;
  • умение грамотно использовать в своей управленческой деятельности профессиональную лексику;
  • владение элементарными навыками анализа управленческих ситуаций;
  • способность и готовность разрабатывать программы нововведений.

Компоненты методической управленческой компетенции:

  • способность и готовность осуществлять управленческие функции;
  • умение использовать и составлять нормативные документы;
  • умение организовать работу коллектива;
  • владение методами прогнозирования и оценки развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления;
  • умение разрабатывать и использовать программу развития ОО;
  • способность и готовность к аналитической, исследовательской работе в сфере управления.

Мастерство в управленческой деятельности совмещает определенность всей структуры процессов, вносимую управленцем в ход реализации управленческой функции в конкретных условиях, гибкость изменения структуры процессов в зависимости от условий и легкость осуществления процессов в их взаимозависимости. Предопределяется уровнем развитости рефлексивной самоорганизации, душевно-духовных качеств и психофизической подвижности. Определенность, вносимая управленцем в проектирование своих действий, свидетельствует о развитости мышления и, в частности, способности корректно и полно использовать языковые средства мышления. Гибкость изменения структуры процессов демонстрирует развитость рефлексивного механизма в целостности способностей управленца. Легкость осуществления процессов свидетельствует о готовности и способности, соотнесенной с требованиями, характерными для осуществления того или иного типа или структуры процессов. Творчество локализуется в подчиненности внутренних усилий объективной необходимости новаций.

Продолжение читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» № 7-2017 г.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль