Правила инвентаризации в школе

23
Правила инвентаризации в школе
Правила инвентаризации в школе
Инвентаризация – оценка, контроль правил хранения и состояния средств и ценностей в целом. В данной статье вы познакомитесь с порядком проведения инвентаризации.

Цель инвентаризации имущества – проверка достоверности данных бухгалтерского баланса и отчетности организации. Она позволяет сравнить правильность ведения документации всех хозяйственных операций организации, выявить фактическое наличие и качественное состояние имущества.

Инвентаризация в школе проводится согласно Правилам проведения инвентаризации в государственных учреждениях (утверждены приказом министра финансов РК от 22.08.2011 г. № 423 (с изменениями по состоянию на 13.09.2016 г.).

Основные задачи инвентаризации:

  • выявление фактического наличия долгосрочных активов, запасов, денежных средств и других активов;
  • сопоставление фактического наличия долгосрочных активов, запасов, денежных средств и других активов с данными бухгалтерского учета;
  • выявление неиспользуемых материальных ценностей;
  • проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств;
  • проверка полноты отражения в учете дебиторской и кредиторской задолженности, финансовых инвестиций и ценных бумаг.

Инвентаризация проводится

  • перед составлением годовой финансовой отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приема-передачи);
  • при установлении факта хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • в случае пожара или стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций;
  • при ликвидации, реорганизации (при слиянии и присоединении, разделении, выделении и преобразовании) государственного учреждения как юридического лица.

Сроки проведения инвентаризации

В государственных учреждениях (далее – ГУ) инвентаризации проводят в следующие сроки:

  • машин и оборудования, транспортных средств, инструментов, производственного и хозяйственного инвентаря, нематериальных и прочих долгосрочных активов – не менее одного раза в год не ранее первого сентября;
  • зданий, сооружений, передаточных устройств и других недвижимых объектов активов (земельные участки, многолетние насаждения и другие объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых невозможно без ущерба их назначению) – не менее одного раза в год не ранее первого сентября;
  • библиотечных фондов – один раз в пять лет, а также в сроки, установленные соответствующими администраторами бюджетных программ;
  • материалов для учебных, научных и других целей, хозяйственных материалов и канцелярских принадлежностей, медикаментов и перевязочных средств, топлива, горючих и смазочных материалов, кормов и фуража, тары, материалов в пути, запасных частей к машинам и оборудованию, прочих материалов, спецодежды и других предметов индивидуального пользования – не менее одного раза в год не ранее первого октября;
  • продуктов питания – не менее одного раза в квартал;
  • денег, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности – в сроки, установленные руководителем ГУ, но не реже одного раза в квартал.

Ценности, которые были ранее подвергнуты внеплановой проверке в течение года, также подлежат инвентаризации в установленные сроки.

Порядок проведения инвентаризации

Для проведения инвентаризации приказом руководителя ГУ создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, устанавливаются сроки начала и окончания инвентаризации.

Инвентаризационная комиссия состоит из работников ГУ в составе не менее 3 человек, включая главного бухгалтера.

Инвентаризационная комиссия возглавляется руководителем ГУ или его заместителем.

Руководитель ГУ обеспечивает условия для полной и точной проверки фактического наличия объектов учета в установленные сроки.

В ГУ с большой номенклатурой ценностей в межинвентаризационный период по распоряжению руководителя ГУ проводятся выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.

Инвентаризационная комиссия проводит инвентаризацию материальных ценностей и денег по местам их хранения отдельно по материально ответственным лицам.

Проверка фактического наличия имущества производится при непосредственном участии материально ответственных лиц.

Инвентаризация проводится при обязательном участии всех членов инвентаризационной комиссии в полном составе.

Материально ответственные лица не являются членами инвентаризационной комиссии.

Прежде чем приступить к проверке фактического наличия материальных ценностей инвентаризационная комиссия производит

  • опломбирование подсобных помещений, подвалов и других мест хранения ценностей, имеющих отдельные входы и выходы;
  • проверку исправности всех весоизмерительных приборов;
  • получение последних на момент инвентаризации отчетов о движении материальных ценностей и денег.

На день до начала инвентаризации должна быть закончена обработка всех документов по приходу и расходу ценностей, произведены соответствующие записи в карточках (книгах) аналитического учета и выведены остатки.

Материально ответственные лица до начала инвентаризации дают расписку в том, что к началу инвентаризации все документы, относящиеся к приходу и расходу ценностей, сданы в бухгалтерскую службу, и все ценности, поступившие на их ответственное хранение, оприходованы, а выбывшие – списаны в расход.

На складах и в других местах хранения материальные ценности должны быть рассортированы и уложены по наименованиям, сортам, размерам и прочим параметрам. На материальные ценности должны быть прикреплены ярлыки с подробными сведениями, характеризующими эти ценности, с указанием их количества, массы (веса) и меры.

Наличие материальных ценностей при инвентаризации определяется путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей в виде исключения определяется на основании документов при обязательной проверке фактического наличия части этих ценностей. Определение массы (веса или объема) навалочных материалов допускается проводить на основании обмеров и технических расчетов, о чем в описях делается соответствующая отметка.

Если инвентаризация материальных ценностей, находящихся на складах или в других закрытых помещениях, не закончена в тот же день, помещения должны быть опечатаны при уходе инвентаризационной комиссии. Печать на время инвентаризации хранится у председателя инвентаризационной комиссии. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в закрытом помещении, где проводится инвентаризация (в шкафу, сейфе).

Сведения о фактическом наличии объектов учета записываются в инвентаризационные описи (сличительные ведомости) или акты инвентаризации (далее – описи). Описи составляются в двух экземплярах отдельно по местам нахождения материальных ценностей и материально ответственным лицам, ответственным за их сохранность. Один экземпляр передается в бухгалтерскую службу, второй остается у материально ответственного лица.

На ценности, пришедшие в негодность, составляется отдельная инвентаризационная опись. В протоколе инвентаризационной комиссии они отмечаются отдельно с указанием причин их порчи и/или виновных в этом лиц.

При проверке фактического наличия объектов учета в случае смены материально ответственных лиц ответственный, принявший ценности, расписывается в описи в их получении, а сдавший – в их сдаче.

По окончании инвентаризации оформленные описи сдаются в бухгалтерскую службу ГУ для проверки, выявления и отражения в учете результатов инвентаризации.

По окончании инвентаризации проводятся контрольные проверки с целью установления правильности проведения инвентаризации.

Контрольные проверки инвентаризации должны проводиться с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц по окончании инвентаризации, но обязательно до открытия склада (кладовой, секций), где производилась инвентаризация.

Результаты контрольных проверок инвентаризаций оформляются актом (приложение 1). Учет проводимых контрольных проверок ведется бухгалтерской службой в специальной книге (приложение 2).

Результаты инвентаризации отражаются в ведомости (приложение 3).

Работа инвентаризационной комиссии оформляется протоколом.

Инвентаризация основных средств и нематериальных активов

При инвентаризации зданий и сооружений комиссия проверяет наличие правоустанавливающих документов, нахождение по объектам, учтенных на балансе государственного учреждения.

Проверяется наличие документов на земельные участки, находящиеся на балансе ГУ.

До начала инвентаризации основных средств необходимо проверить

  • наличие и состояние инвентарных карточек, описей и других регистров аналитического учета;
  • наличие и состояние технических паспортов и другой технической документации;
  • наличие документов на активы, сданные или принятые ГУ в аренду, на хранение и во временное пользование.

Для оформления данных инвентаризации долгосрочных активов (зданий, сооружений, передаточных устройств, машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, библиотечного фонда и прочих долгосрочных активов) применяется инвентаризационная опись (приложение 4).

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты и прочие основные средства одинаковой стоимости, поступившие одновременно и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в инвентаризационных описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов и инвентарных номеров.

При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить

  • наличие документов, подтверждающих права ГУ на его использование;
  • правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.

Продолжение читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» № 7-2017 г.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль