Внедрение передового опыта в практику работы учителей

12
Внедрение передового опыта в практику работы учителей
Внедрение передового опыта в практику работы учителей
Цель: показать роль администрации школы по внедрению и пропаганде передового педагогического опыта для повышения качества знаний, умений и навыков учащихся.

Задачи:

  • поделиться опытом выявления учебным завучем творческих педагогов, внедряющих в свою работу передовые технологии;
  • показать методы выявления передового опыта в работе педагогов; проведение анализа и оценки компонентов учебных занятий.

Учитель – основное звено перестройки всей системы образования. Один из путей эффективного решения проблемы улучшения качества знаний – изучение и распространение  передового  педагогического опыта  (далее – ППО).  Поэтому необходимо выявлять и делать достоянием педагогического коллектива передовой опыт, рассказывать об успешно работающих учителях, чтобы было на кого равняться.

Успех внедрения ППО зависит от того, насколько быстро становятся достоянием многих творческие находки отдельных учителей, поэтому необходима систематическая целенаправленная работа по их выявлению, изучению, внедрению. Заключается эта работа в том, что администрация школы постоянно уделяет внимание осмыслению педагогической практики, обобщению и пропаганде опыта учителей школы, их творческих находок. Внедрение ППО – важное направление в работе с педагогическими кадрами по повышению их мастерства. Оно является эффективным средством сплочения коллектива, воспитания в нем целеустремленности, направляет усилия к единой цели – улучшению качества знаний учащихся. С другой стороны, внимание к педагогическому опыту и личности учителя свидетельствует о заботе о его постоянном профессиональном росте.

Под ППО подразумевается такая деятельность учителя, которая дает положительные конечные результаты. Результатом педагогической деятельности является уровень знаний, умений и навыков учащихся, уровень их воспитанности. Следовательно, показателем передового опыта должно служить качество знаний учащихся и сдвиги в их общем развитии.

Как показывает практика, изучение и внедрение ППО в школе проводится по двум направлениям:

  • Изучение положительного опыта отдельных учителей школы, которые добиваются высоких результатов в улучшении качества знаний учащихся.
  • Творческая работа педагогического коллектива над общешкольной проблемой, фиксируемая в коллективном передовом опыте.

Работа по каждому из этих направлений представляет собой ряд последовательных этапов. Их взаимосвязь является залогом успешного распространения педагогического опыта. В качестве этапов первого направления можно выделить следующие:

  • выявление положительного опыта в работе учителей;
  • проверка эффективности выявленного опыта;
  • выводы и обобщение из накопленного материала;
  • пропаганда и распространение передового опыта;
  • внедрение элементов передового опыта в практику работы учителей школы.

Главная задача внедрения передового опыта – распространить приемы, способы  работы  отдельных  учителей, посредством которых достигается положительный эффект в обучении и воспитании. Поэтому изучение опыта начинается с анализа деятельности учителя и ее результативности. Деятельность учителя по улучшению качества знаний учащихся проявляется в ходе учебного процесса. Посещая учебные занятия, администрация школы обращает внимание не только на недостатки и промахи, но и на такие приемы в работе учителя, которые позволяет ему достигать положительных результатов при меньших затратах времени.

Так как фиксация передового опыта осуществляется в ходе посещения учебных занятий, основным методом выявления передового опыта служит наблюдение ключевых компетентностей педагога, которые показывают образовательные результаты учителя.

Компетентность разрешения проблем (самоменеджмент)

Аспект

I ступень

Идентификация (определение проблемы)

формулировка учителя с позиции разрешения проблемы;

предлагает в общих чертах описание желаемой ситуации (что именно передать из своего опыта)

Целеполагание и планирование деятельности

определяет и выстраивает в логической и временной последовательности шаги по решению задачи

Применение технологий

воспроизводит технологию в строгом соответствии с инструкцией

Планирование ресурсов

называет ресурсы, необходимые для выполнения известной деятельности

Оценка деятельности

текущий контроль своей деятельности

Оценка собственного продвижения

указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности;

называет мотивы своих действий

Информационная компетентность

Аспект

I ступень

Планирование информационного поиска

какой информацией владеет для решения поставленной задачи;

какой литературой можно пользоваться;

какие эксперименты проведены и их результативность;

систематизация извлеченной информации;

находит вывод и аргументы;

обобщение предложенной информации

Коммуникативная компетентность

Аспект

I ступень

Письменная коммуникация

оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры;

излагает вопрос с соблюдением норм оформления текста;

Публичное выступление

смысловой блок передаваемого опыта;

работает с вопросами, заданными на уточнение и понимание;

диалог с другими педагогами (обмен мнениями);

разъяснение своей идеи

Результаты наблюдения дополняются сведениями, полученными в беседах с учителем. Эффективность данных, полученных при наблюдениях и в беседах, проверяется результатами обучения: качеством знаний, умений и навыками учащихся.

При наблюдении подлежат анализу и оценке все компоненты учебного занятия. Анализ показывает, как можно проследить проявление передового опыта в каждом из них.

Педагогические задачи – учитель рассматривает учебный процесс как возможность развития личности учащегося.

Содержание обучения – намеченные задачи расширяются за счет материала, способствующего развитию личности учащихся.

Деятельность учителя – передовой опыт проявляется в творческом поиске оригинальных сочетаний методов и приемов обучения, которые вызывают активность учащихся и обеспечивают глубокое усвоение знаний, общее их развитие.

Деятельность учащихся – при оценке важно установить, насколько активно учащиеся включены в познавательную деятельность, степень их самостоятельности, уровень осознанности действий, глубину и прочность знаний, реакцию учащихся на действия учителя.

Учебно-материальная база и ее использование – проявляется при использовании самодельных и оригинальных учебных пособий и т. д.

Анализ компонентов учебных занятий подвергается администрацией критериальному оцениванию

Критерии оценки качества проведенного учебного занятия

Анализ опыта учителя не ограничивается рассмотрением и оценкой каждого компонента учебного занятия в отдельности. Важно установить взаимосвязь: насколько удачно они взаимодействуют и обеспечивают в совокупности достижение результата обучения и воспитания учащихся в соответствии с намеченными задачами.

Обнаружив ППО в деятельности учителя, администрация школы принимает решение о его изучении и разрабатывает программу, которая предусматривает помощь учителю по закреплению ППО и накоплению данных о его эффективности.

Главным этапом изучения и внедрения ППО является его пропаганда и распространение. Обоснованность и доказательность пропагандируемого ППО служит условием его принятия на вооружение членами педагогического коллектива. Администрация школы, заинтересованная в повышении педагогического мастерства учителей, должна использовать каждое совещание, заседание, индивидуальную беседу с педагогом как возможность поделиться интересными находками и достижениями отдельных учителей, которые приходилось наблюдать при посещении учебных занятий.

Таким образом, управленческий цикл по изучению и внедрению ППО переходит на качественно новый уровень – создание и накопление банка коллективного ППО. Опираясь на предшествующую работу по выявлению и распространению ППО, администрация школы формулирует основную общешкольную методическую тему и продолжает обобщать достижения учителей, способствуя решению актуальных задач по повышению качества знаний учащихся, стоящих перед школой.

Источник: Электронная система «ACTUALIS: Образование»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль