Правовое воспитание учеников

16
Правовое воспитание школьников
Правовое воспитание школьников
Правовое воспитание подростков вырабатывает добросовестное выполнение обязанностей, разумное использование прав, уважение к законам, соблюдение правил общения, участие в борьбе с правонарушениями.

Цель – формирование правовой культуры, социально-правовых установок для осознания гражданской ответственности за свое поведение, поступки и правонарушения окружающих.

Недостаточная правовая активность учеников часто объясняется незнанием законных способов защиты своих прав и интересов, отсутствием практики. Именно поэтому на уроках целесообразны не только теоретические сведения, но и обучение правовым навыкам на творческом уровне – конструирование всевозможных ситуаций.

Аналитические ситуации предназначены для выработки умения оценивать события, факты, явления, определять факторы, от которых зависит возникновение ошибочных, незаконных действий. Типичные задания к таким ситуациям: «Проанализируйте и дайте оценку», «Найдите ошибку в суждении», «Кто виноват?».

Применение управляющих ситуаций стимулирует учащихся находить способы решения поставленной задачи самостоятельно. Задания: «Как правильно выйти из создавшегося положения?», «Правильно ли поступил герой?».

Исполнительные ситуации учат способу поведения. Используются рассказы, прерванные на главном событии. Ученики оказываются перед необходимостью выбора альтернативных решений. Задание: «Примите решение в этом конфликте. Как бы вы поступили на месте героя?».

Использование подобных ситуаций дает возможность почувствовать сложность человеческих отношений, найти правильный выход из трудных положений.

При планировании работы над правовым воспитанием необходимо учитывать возрастные особенности детей. Например, для младших школьников характерен разрыв между словом и делом – это их возрастная особенность. Они только учатся ориентироваться в многообразии жизненных ситуаций. Разрыв этот больше там, где ребенок постоянно ощущает запрет, требование безоговорочного, бездумного повиновения. Он вынужден без размышлений повиноваться старшим под страхом наказания, а проигрывание различных ситуаций помогает детям преодолевать свой узкий правовой кругозор, формирует опыт общения и выхода из ситуаций.

Подростки стремятся к подражанию, демонстрируют свою «взрослость», независимость, авторитет среди сверстников, поэтому интересные, увлекательные ситуации формируют у них положительные поступки.

Старшеклассники склонны к углубленному изучению себя, своего места в коллективе, обществе, мире. При работе с ними необходимо учитывать эти склонности и делать акцент на творческой работе (устные журналы, различного рода тренинги и т. д.).

Закладка характера человека, основы его воспитания происходит до 5–6 лет. После этого происходит развитие и совершенствование того, что заложено в человеке. Этот период воспитания проходит в семье, поэтому классному руководителю необходимо выяснить, как дома обсуждаются вопросы права.

Для родителей составляется анкета, которая заполняется на первом родительском собрании.

  • Есть ли хорошие традиции в вашей семье?
  • Советуются ли дети с вами всегда и во всём?
  • Часто ли в семье бывают доверительные беседы?
  • Как вы реагируете на откровения детей? Читаете ли им нравоучения, пугаете или советуете?
  • Трудно ли вам общаться со своим ребенком?
  • Ведутся ли в семье в повседневной жизни разговоры о правах и обязанностях?
  • Беседуете ли вы с детьми о подростковых правонарушениях? Как они реагируют на такие разговоры?
  • Как вы реагируете на послушание детей?
  • Чувствуете ли вы недостаток в воспитании детей? С чем это связано?
  • Что вам нравится и не нравится в поведении детей?

Проанализировав анкету, классному руководителю необходимо организовать работу с родителями, нуждающимися в консультации по правовому воспитанию детей в семье:

  • провести родительское собрание на тему «Модель семьи – основа подражания для подростка»;
  • составить индивидуальный план работы с учениками и родителями;
  • взять на контроль неблагополучные семьи, где родители являются нарушителями морально-правовых отношений, а дети воспитываются на негативных примерах.

В школе классным руководителям в течение дня приходится решать различные вопросы правового характера: оценка дисциплины в классе, обсуждение случаев нарушения правил поведения, недобросовестного отношения к учебе и общественным обязанностям. Обсуждая это с учениками, следует вводить в беседу термины «твои права», «твои обязанности».

Каждый новый учебный год целесообразно начинать с бесед о правах и обязанностях школьника, подробно разбирая пункты устава школы, напоминая о статьях Конвенции о правах ребенка, касающихся образования.

В план воспитательной работы следует включать не только классные часы и беседы на знание законов, но и тренинги с разбором ситуаций, просмотры видеороликов, беседы со школьным инспектором. Интересным для ребят может стать творческое исследование «История моей семьи». Каждый ученик рисует генеалогическое древо своей семьи, вписывая данные о своих предках. Эта работа увлекает не только учеников, но и их родителей. Информация собирается отовсюду: из домашних архивов, воспоминаний бабушек и дедушек, некоторые выходят на контакт с родственниками из других стран. Вся работа сводится к вопросу необходимости знания своих корней, заслуг предков, продолжения добрых традиций семьи. Общая поисковая работа сплачивает семьи, дети гордятся историей своих семей.

Правовое воспитание в школе осуществляется не только на классных часах. Каждый учитель-предметник может затрагивать правовые вопросы на своих уроках, занимаясь таким образом профилактикой правонарушений на деле, а не на бумаге.

Правовое воспитание в начальной школе

Правовое воспитание младших школьников следует начинать с экскурсии по школе: ознакомить с кабинетами, школьными традициями. Необходимо с первых дней прививать навыки правомерного поведения: бережно относиться к имуществу школы, сознательно относиться к учебе, отвечать за свое поведение и отношение к одноклассникам, учителям.

На уроках чтения, самопознания и других предметов при соответствующей интерпретации тексты могут служить основой для развития у детей чувства справедливости, ответственности, уважения к закону.

Для проведения внеклассных мероприятий следует взять беседы на темы: «Права и обязанности первоклассника», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Красный, желтый, зеленый». Можно организовать игру «Город вежливых и дисциплинированных», в процессе которой учитываются поведение детей дома, на уроках, перемене, улице, соблюдение правил вежливости, а также честные признания в плохих поступках.

Во время проведения экскурсии обсуждаются правила поведения в парковых зонах, лесу. Необходимо подвести детей к осознанию того, что каждый человек принимает участие в защите окружающей среды.

Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в журнале № 7-2017«Справочник классного руководителя».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль