MCFR.KZ Образование

Правовое воспитание учеников

  • 24 января 2019
  • 57
Правовое воспитание учеников
Правовое воспитание школьников

Правовое воспитание подростков вырабатывает добросовестное выполнение обязанностей, разумное использование прав, уважение к законам, соблюдение правил общения, участие в борьбе с правонарушениями.

Читайте также эту статью на казахском языке

Цель – формирование правовой культуры, социально-правовых установок для осознания гражданской ответственности за свое поведение, поступки и правонарушения окружающих.

Недостаточная правовая активность учеников часто объясняется незнанием законных способов защиты своих прав и интересов, отсутствием практики. Именно поэтому на уроках целесообразны не только теоретические сведения, но и обучение правовым навыкам на творческом уровне – конструирование всевозможных ситуаций.

Конструирование всевозможных ситуаций

Аналитические ситуации предназначены для выработки умения оценивать события, факты, явления, определять факторы, от которых зависит возникновение ошибочных, незаконных действий. Типичные задания к таким ситуациям: «Проанализируйте и дайте оценку», «Найдите ошибку в суждении», «Кто виноват?».

Применение управляющих ситуаций стимулирует учащихся находить способы решения поставленной задачи самостоятельно. Задания: «Как правильно выйти из создавшегося положения?», «Правильно ли поступил герой?».

Исполнительные ситуации учат способу поведения. Используются рассказы, прерванные на главном событии. Ученики оказываются перед необходимостью выбора альтернативных решений. Задание: «Примите решение в этом конфликте. Как бы вы поступили на месте героя?».

«Actualis: Образование»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Образование»


Использование подобных ситуаций дает возможность почувствовать сложность человеческих отношений, найти правильный выход из трудных положений.

★ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ★

Роль семьи в правовом воспитании ребенка
Правовое воспитание учеников

О. Ю. Кадочникова

учитель начальных классов КГУ «Гимназия № 3», г. Караганда
О повышении правовой грамотности родителей, ознакомлении родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка, а также правах, обязанностях и ответственности родителей рассказывает автор на примере родительского собрания.

При планировании работы над правовым воспитанием необходимо учитывать возрастные особенности детей. Например, для младших школьников характерен разрыв между словом и делом – это их возрастная особенность. Они только учатся ориентироваться в многообразии жизненных ситуаций. Разрыв этот больше там, где ребенок постоянно ощущает запрет, требование безоговорочного, бездумного повиновения. Он вынужден без размышлений повиноваться старшим под страхом наказания, а проигрывание различных ситуаций помогает детям преодолевать свой узкий правовой кругозор, формирует опыт общения и выхода из ситуаций.

Подростки стремятся к подражанию, демонстрируют свою «взрослость», независимость, авторитет среди сверстников, поэтому интересные, увлекательные ситуации формируют у них положительные поступки.

Старшеклассники склонны к углубленному изучению себя, своего места в коллективе, обществе, мире. При работе с ними необходимо учитывать эти склонности и делать акцент на творческой работе (устные журналы, различного рода тренинги и т. д.).

Закладка характера человека, основы его воспитания происходит до 5–6 лет. После этого происходит развитие и совершенствование того, что заложено в человеке. Этот период воспитания проходит в семье, поэтому классному руководителю необходимо выяснить, как дома обсуждаются вопросы права.

Анкета для родителей

Для родителей составляется анкета, которая заполняется на первом родительском собрании.

  • Есть ли хорошие традиции в вашей семье?
  • Советуются ли дети с вами всегда и во всём?
  • Часто ли в семье бывают доверительные беседы?
  • Как вы реагируете на откровения детей? Читаете ли им нравоучения, пугаете или советуете?
  • Трудно ли вам общаться со своим ребенком?
  • Ведутся ли в семье в повседневной жизни разговоры о правах и обязанностях?
  • Беседуете ли вы с детьми о подростковых правонарушениях? Как они реагируют на такие разговоры?
  • Как вы реагируете на послушание детей?
  • Чувствуете ли вы недостаток в воспитании детей? С чем это связано?
  • Что вам нравится и не нравится в поведении детей?

Проанализировав анкету, классному руководителю необходимо организовать работу с родителями, нуждающимися в консультации по правовому воспитанию детей в семье:

  • провести родительское собрание на тему «Модель семьи – основа подражания для подростка»;
  • составить индивидуальный план работы с учениками и родителями;
  • взять на контроль неблагополучные семьи, где родители являются нарушителями морально-правовых отношений, а дети воспитываются на негативных примерах.

В школе классным руководителям в течение дня приходится решать различные вопросы правового характера: оценка дисциплины в классе, обсуждение случаев нарушения правил поведения, недобросовестного отношения к учебе и общественным обязанностям. Обсуждая это с учениками, следует вводить в беседу термины «твои права», «твои обязанности».

Каждый новый учебный год целесообразно начинать с бесед о правах и обязанностях школьника, подробно разбирая пункты устава школы, напоминая о статьях Конвенции о правах ребенка, касающихся образования.

В план воспитательной работы следует включать не только классные часы и беседы на знание законов, но и тренинги с разбором ситуаций, просмотры видеороликов, беседы со школьным инспектором. Интересным для ребят может стать творческое исследование «История моей семьи». Каждый ученик рисует генеалогическое древо своей семьи, вписывая данные о своих предках. Эта работа увлекает не только учеников, но и их родителей. Информация собирается отовсюду: из домашних архивов, воспоминаний бабушек и дедушек, некоторые выходят на контакт с родственниками из других стран. Вся работа сводится к вопросу необходимости знания своих корней, заслуг предков, продолжения добрых традиций семьи. Общая поисковая работа сплачивает семьи, дети гордятся историей своих семей.

Правовое воспитание в школе осуществляется не только на классных часах. Каждый учитель-предметник может затрагивать правовые вопросы на своих уроках, занимаясь таким образом профилактикой правонарушений на деле, а не на бумаге.

Правовое воспитание в начальной школе

Правовое воспитание младших школьников следует начинать с экскурсии по школе: ознакомить с кабинетами, школьными традициями. Необходимо с первых дней прививать навыки правомерного поведения: бережно относиться к имуществу школы, сознательно относиться к учебе, отвечать за свое поведение и отношение к одноклассникам, учителям.

На уроках чтения, самопознания и других предметов при соответствующей интерпретации тексты могут служить основой для развития у детей чувства справедливости, ответственности, уважения к закону.

Для проведения внеклассных мероприятий следует взять беседы на темы: «Права и обязанности первоклассника», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Красный, желтый, зеленый». Можно организовать игру «Город вежливых и дисциплинированных», в процессе которой учитываются поведение детей дома, на уроках, перемене, улице, соблюдение правил вежливости, а также честные признания в плохих поступках.

Во время проведения экскурсии обсуждаются правила поведения в парковых зонах, лесу. Необходимо подвести детей к осознанию того, что каждый человек принимает участие в защите окружающей среды.

Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в журнале «Справочник классного руководителя».

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  
У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться