Обобщение педагогического опыта

22
Обобщение педагогического опыта
Обобщение педагогического опыта
Педагогический опыт является важнейшим средством сохранения и передачи информации о результатах педагогической деятельности.

Повышению эффективности и совершенствованию учебно-воспитательного процесса способствуют различные факторы, в том числе изучение, обобщение и внедрение наиболее результативного педагогического опыта.

Изучение и обобщение педагогического опыта

Изучение и обобщение педагогического опыта осуществляется в соответствии с индивидуальными методическими проблемными темами, над которыми работают преподаватели, имеющие стабильно высокие показатели в учебно-воспитательной работе. Которые могут быть достигнуты при условии, если педагог учитывает психологические особенности обучающихся, специфику условий обучения и воспитания, творчески применяет в учебно-воспитательном процессе научно-методические рекомендации, достижения педагогической науки и практики, образовательные и информационно-коммуникационные технологии, активные и интерактивные формы и методы обучения. Наибольшую ценность имеет опыт, который носит исследовательский характер, когда преподаватель осуществляет экспериментальную, инновационную работу.

Передовой педагогический опыт – опыт преподавателей, работников образования или учебных заведений, при котором достигаются высокие результаты за счет совершенствования имеющихся образовательных ресурсов и оптимальной организации педагогического процесса.

Педагогический опыт может быть комплексным или отражать преимущественно отдельные направления педагогической деятельности – процесс обучения или процесс воспитания.

Источником опыта может быть отдельный педагог или группа педагогов, предметно-цикловая комиссия или методическое объединение, весь педагогический коллектив в целом.

Творческих профессиональных педагогов отличают такие качества, как высокий профессионализм, новаторство, исследовательский характер педагогической деятельности.

Обобщение педагогического опыта

Формы изучения педагогического опыта

Можно использовать различные формы изучения педагогического опыта: анализ посещенных уроков, внеклассных мероприятий, изучение индивидуальных творческих планов педагога, беседы, анкетирование, консультации с преподавателями. Проведение открытых уроков – семинар для преподавателей по внедрению в учебный процесс эффективных форм, методов, средств и технологий обучения, а также форма распространения лучшего опыта преподавания той или иной дисциплины.

Обобщение педагогического опыта

Первый этап работы: выявление результативного педагогического опыта в ходе тематического контроля при посещении уроков, анализе итогов учебного года, в ходе аттестации преподавателя на первую и высшую квалификационные категории.

Второй этап: изучение педагогического опыта, обеспечение его представления и распространения.

Выявление и изучение педагогического опыта может осуществляться по-разному и в зависимости от глубины осмысления и анализа опыта используются несколько этапов его изучения.

Обобщение педагогического опыта

Методы изучения педагогического опыта

К методам изучения педагогического опыта относятся следующие:

  • – анкетирование;
  • – опрос;
  • – интервью;
  • – наблюдение;
  • – беседа;
  • – посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий;
  • – изучение документации;
  • – проведение срезов знаний;
  • – анализ эффективности работы педагога.

Обобщение педагогического опыта может быть осуществлено в следующих формах:

  • – описание опыта работы;
  • – открытый урок (цикл уроков) с самоанализом;
  • – творческий отчет;
  • – методическая выставка;
  • – проведение мастер-класса;
  • – «круглый стол» по теме опыта;
  • – пресс-конференция;
  • – методический альбом или портфолио.

Педагогический совет, на котором подводятся итоги работы коллектива над единой проблемной методической темой и обсуждаются результаты тематического контроля работы преподавателей, является определенным этапом в изучении, обобщении и распространении передового опыта. Распространению опыта способствует участие педагога в работе методических объединений, выступление с творческими отчетами, участие в конкурсах профессионально-педагогического мастерства, научно-практических конференциях и семинарах по проблемам образования, наставничество, подготовка публикаций в научно-методические и педагогические журналы, проведение мастер-классов и тренингов.

Работа по обобщению опыта должна проводиться последовательно, от его выявления до представления и внедрения в работу коллектива.

Обобщение педагогического опыта

Информация о передовом педагогическом опыте должна включать

  • – данные о преподавателе, чей опыт обобщается;
  • – уровень развития познавательных способностей, обученности и воспитанности обучающихся в динамике;
  • – педагогические проблемы, которые решаются с помощью представленного опыта;
  • – содержание педагогического опыта;
  • – выводы о результативности и сфере применения представленного опыта.

Статья опубликована с сокращениями, полную версию читайте в журнале «Методист организации образования» № 6-2017



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль