Как правильно организовать школьную экскурсию

8
Как правильно организовать школьную экскурсию
Наряду с уроками учебная и воспитательная работа в школе проводится в форме экскурсий.

Экскурсия (от латинского excursio – прогулка, поездка) – коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.

Функции экскурсий

Обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой. Являются эффективной формой организации учебной и воспитательной работы и выполняют ряд дидактических функций:

  • реализуется принцип наглядности обучения, так как учащиеся знакомятся непосредственно с изучаемыми предметами и явлениями;
  • позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой, устанавливать причинно-следственные связи;
  • способствуют политехническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве;
  • играют роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом и делами работников промышленности и сельского хозяйства;
  • несут в себе воспитательные моменты, формируя поликультурную личность.

Виды экскурсий

В планы воспитательной работы включены экскурсии. Их можно разделить на несколько видов.

Производственные – посещение промышленных предприятий помогает изучению производства, основ современной индустрии и способствует расширению политехнического кругозора и трудовому воспитанию учащихся.

Естественно-научные – экскурсии в зоопарк, поле, лес, на луг, к речке, озеру.

Историко-литературные – посещение историко-литературных музеев, художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов, поездки в исторические места.

Краеведческие – изучение природы и истории родного края.

Комплексные – охватывают направления воспитательного и образовательного характера.

Как провести экскурсию

Экскурсия, тем более образовательная, – это сложный процесс, к организации которого необходимо подойти со всей ответственностью. Следует составить план:

  • подготовка экскурсии, поездки, выхода за территорию школы;
  • выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий;
  • обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов.

Успех экскурсии определяется ее подготовкой:

  • предварительное ознакомление с объектом;
  • составление плана проведения экскурсии;
  • определение познавательных заданий для учащихся;
  • определение маршрута и порядка движения;
  • проведение инструктажа по технике безопасности.

Если экскурсия запланирована на производство, следует договориться о сопровождающем лице от предприятия. Также необходимо выяснить, сколько учеников одновременно могут осматривать объект, и определить, следует ли разбивать класс на группы. Необходимо решить вопрос о том, кто будет давать объяснения во время экскурсии: сопровождающий от предприятия или учитель.

Во время поездки на производство следует рассказывать не только об объектах экскурсии, но и о работниках, их квалификации, характере выполняемой ими работы – этим осуществляется трудовое воспитание и профориентация.

Длительность экскурсии не должна превышать 1-го часа, так как большая продолжительность утомляет учащихся, снижает их интерес и внимание.

В начальной школе практикуются экскурсии на природу, которые имеют большое значение для развития наблюдательности.

По завершении можно предложить ученикам обработать собранные материалы и наблюдения, подготовить альбомы, выставки, стенгазеты, доклады, рефераты.

Этапы проведения экскурсии

Подготовительная работа к экскурсии:

  • четкое определение ее цели;
  • выбор объекта изучения;
  • постановка перед учащимися конкретных вопросов;
  • предварительное посещение объекта, решение вопроса о том, кто будет выступать в качестве экскурсовода.

Содержательная часть – организация учебной работы по восприятию и усвоению (или закреплению) изучаемого материала во время ее проведения с помощью методов рассказа, объяснения, беседы и демонстрации.

Подведение итогов, обобщение того, что учащиеся узнали нового во время экскурсии.

Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в журнале № 6-2017«Справочник классного руководителя».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль