Справочник руководителя образовательного учреждения

Профессиональное развитие педагогов школы: цель, задачи, условия, план

  • 29 декабря 2018
  • 2709
Профессиональное развитие педагогов школы: цель, задачи, условия, план
Профессиональное развитие педагогов школы: цель, задачи, условия, план

Профессиональное развитие педагогов основано на теории конструктивизма. Поэтому цель конструктивистского преподавания состоит в развитии глубокого понимания предмета учеником и умение применять полученные знания вне класса на основе своего предыдущего опыта.

Читайте также эту статью на казахском языке


С целью использования субботних дней для профессионального развития учителей общеобразовательных школ была разработана модель профессионального развития педагога в рамках методического дня, где предложено проводить обучение для педагогического коллектива школы по принципу «равный – равному». В связи с этим Центром педагогического мастерства автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее – НИШ) создана образовательная программа профессионального развития педагогов общеобразовательных школ «Рефлексия в практике» (далее – Программа).

Цель профессионального развития педагогов

Основная цель Программы: освоение педагогами школы технологии и методики обучения, способствующих развитию у учащихся творческих, исследовательских навыков, критического и логического мышления, совершенствование навыков планирования процесса преподавания, эффективного системного оценивания учебных достижений учащихся.

Задачи профессионального развития педагогов

Задачи программы:

  • совершенствовать у учителей навыки планирования процесса преподавания;
  • вовлечения учащихся в процесс обучения;
  • использования ИКТ;
  • развития навыков критического мышления;
  • эффективного системного оценивания учащихся;
  • рефлексии собственного процесса преподавания;
  • подготовить учителей к постоянному профессиональному развитию.

Учебно-методический комплекс включает:

  • Образовательную программу профессионального развития педагогических кадров в общеобразовательных школах «Рефлексия в практике».
  • Руководство для учителя.
  • Руководство тренера.
  • Раздаточные материалы.

Условия профессионального развития педагогов

Структура программы:

  • Ознакомление с материалами программы.
  • Обсуждение с коллегами педагогических методов, подходов и форм работы, совершенствующих практику преподавания.
  • Практическая реализация: планирование и проведение уроков с использованием изученных методов, подходов и получение конструктивной обратной связи.
  • Рефлексия: постоянное осуществление само и взаиморефлексии.

При организации курсов для учителей по Программе необходимо учитывать следующее:

  • Реализация Программы в общеобразовательных школах должна начинаться с 20 ____-20____ учебного года в рамках внутришкольных курсов. Занятия проводят педагоги, которые прошли обучение в НИШ и имеют сертификат школьных тренеров
  • Использовать при проведении курсов учебно-методический комплекс Программы, включающий:

программу обучения школьных тренеров;

программу для педагогических кадров;

руководство для тренера;

руководство школьного тренера (документ, содержание которого способствует постижению основных идей программы, знакомит с ее целями и задачами);

руководство для учителя (документ, который содержит основной материал по изучению и освоению образовательной программы профессионального развития педагогических кадров в общеобразовательной школе «Рефлексия в практике»);

раздаточные материалы для школьного тренера;

раздаточные материалы для учителя.

В качестве дополнительных ресурсов можно использовать материалы сайта НИШ (форум, блоги, сетевое сообщество учителей) и системно-методический комплекс, размещенный на портале НИШ.

В рамках программы рассматриваются следующие основные вопросы:

  • диалогическое преподавание;
  • метапознание;
  • мотивация ученика;
  • обучение критическому мышлению;
  • оценивание для обучения;
  • использование ИКТ в преподавании и учении.

План профессионального развития педагогов

В Программе разработан учебный план, который школьный тренер должен реализовать в течение года. Необходимо изучить 25 тем. На каждую тему отводится 4 часа (1 академический час – 45 мин). Всего 100 часов обучения. В (приложении 1) представлен план нашей школы.

«Actualis: Образование»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Образование»


Обучение должно проходить системно, т. е. необходимо создать постоянную группу учителей, не прошедших уровневые курсы. В нее могут входить до 25 человек, в зависимости от потребностей школы. Для занятий важно предусмотреть удобное для всех время и включить в расписание день профессионального развития. Возможно, это будет суббота или каникулярные дни и т. д.

В конце года по итогам обучения по Программе слушателям необходимо составить и сдать школьному тренеру портфолио, включающее:

  • Рефлексивный отчет с обоснованием методики внедрения в практическую деятельность одной из тем Программы и анализом ее реализации, демонстрирующим эффективность внедрения изменений в практику преподавания и учения, а также управления ими (2 000 слов).
  • Три плана уроков, демонстрирующих внедрение одной из тем Программы, с комментариями (250 слов).

Педагогам, завершившим полный курс обучения по Программе и успешно прошедшим процедуру итогового оценивания, школа вручает свидетельство образца, утвержденного Министерством образования и науки РК. Свидетельства тиражируются в школе. Учителю, прошедшему школьный курс обучения, вручается сертификат за подписью директора школы, который будет учитываться при прохождении аттестации (приложение 2).

Администрация школы обязана:

  • Предоставить школьному тренеру методический день для проведения внутришкольного курса.
  • Составить расписание занятий с учетом методических (или субботних) дней и каникулярного времени.
  • Сформировать группу обучающихся из педагогов школы, не проходивших ранее обучение по уровневым программам (группа – не более 25 человек).
  • Издать приказ о зачислении слушателей на курсы (приложение 3), приказ о завершении обучения слушателей на курсах.
  • Осуществлять постоянный контроль проведения обучения педагогов школы.
  • Подготовить и выдать педагогам, завершившим полный курс обучения по Программе и успешно прошедшим процедуру оценивания, свидетельства о завершении курса.

Школьный тренер должен:

  • Проводить качественное обучение педагогов на внутришкольных курсах в соответствии с учебным планом Программы.
  • Вести журнал учета посещаемости занятий (приложение 4) и базу данных слушателей (приложение 5).
  • Оказывать слушателям методическую помощь во время их практики в классе.
  • Провести по итогам реализации Программы формативное и суммативное оценивание портфолио слушателей.
  • Поддерживать постоянную связь с тренерами НИШ для своевременного решения профессиональных вопросов по реализации Программы.

В целях обновления содержания образования и координации работы по обеспечению непрерывного профессионального развития и повышения профессионального мастерства учителей, создания условий для самореализации творческих и успешных учителей через распределенное лидерство в ГУ «Школа-лицей № 1 отдела образования акимата г. Костаная» была создана творческая группа «Рефлексия в практике».

Цели рефлексии – вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения. Рефлексия помогает сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Если физические органы чувств для человека являются источником его внешнего опыта, то рефлексия – это источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления.

На школьных тренеров возлагается серьезная ответственность за дальнейшее профессиональное развитие учителей школы. Он должен постоянного совершенствоваться и отлично владеть технологией обучения.

Статья опубликована с сокращениями, полную версию читайте в журнале «Методист организации образования»

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Дорогой гость, заберите Ваш подарок
Бесплатный доступ к журналу "Справочник классного руководителя"
Получить бесплатный доступ