Образовательная программа «Рефлексия в практике»

124
Образовательная программа «Рефлексия в практике»
Программа основана на теории конструктивизма. Поэтому цель конструктивистского преподавания состоит в развитии глубокого понимания предмета учеником и умение применять полученные знания вне класса на основе своего предыдущего опыта.

С целью использования субботних дней для профессионального развития учителей общеобразовательных школ была разработана модель профессионального развития учителя в рамках методического дня, где предложено проводить обучение для педагогического коллектива школы по принципу «равный – равному». В связи с этим Центром педагогического мастерства автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее – НИШ) создана образовательная программа профессионального развития педагогических кадров общеобразовательных школ «Рефлексия в практике» (далее – Программа).

Основная цель Программы: освоение педагогами школы технологии и методики обучения, способствующих развитию у учащихся творческих, исследовательских навыков, критического и логического мышления, совершенствование навыков планирования процесса преподавания, эффективного системного оценивания учебных достижений учащихся.

Задачи программы:

  • – совершенствовать у учителей навыки планирования процесса преподавания;
  • – вовлечения учащихся в процесс обучения;
  • – использования ИКТ;
  • – развития навыков критического мышления;
  • – эффективного системного оценивания учащихся;
  • – рефлексии собственного процесса преподавания;
  • – подготовить учителей к постоянному профессиональному развитию.

Учебно-методический комплекс включает

  • – Образовательную программу профессионального развития педагогических кадров в общеобразовательных школах «Рефлексия в практике».
  • – Руководство для учителя.
  • – Руководство тренера.
  • – Раздаточные материалы.

Структура программы:

  • – Ознакомление с материалами программы.
  • – Обсуждение с коллегами педагогических методов, подходов и форм работы, совершенствующих практику преподавания.
  • – Практическая реализация: планирование и проведение уроков с использованием изученных методов, подходов и получение конструктивной обратной связи.
  • – Рефлексия: постоянное осуществление само и взаиморефлексии.

При организации курсов для учителей по Программе необходимо учитывать следующее:

  • – Реализация Программы в общеобразовательных школах должна начинаться с 20____-20____ учебного года в рамках внутришкольных курсов. Занятия проводят педагоги, которые прошли обучение в НИШ и имеют сертификат школьных тренеров.
  • – Использовать при проведении курсов учебно-методический комплекс Программы, включающий
  • программу обучения школьных тренеров;
  • программу для педагогических кадров;
  • руководство для тренера;
  • руководство школьного тренера (документ, содержание которого способствует постижению основных идей программы, знакомит с ее целями и задачами);
  • руководство для учителя (документ, который содержит основной материал по изучению и освоению образовательной программы профессионального развития педагогических кадров в общеобразовательной школе «Рефлексия в практике»);
  • раздаточные материалы для школьного тренера;
  • раздаточные материалы для учителя.
  • В качестве дополнительных ресурсов можно использовать материалы сайта НИШ (форум, блоги, сетевое сообщество учителей) и системно-методический комплекс, размещенный на портале НИШ.

В рамках программы рассматриваются следующие основные вопросы:

  • – диалогическое преподавание;
  • – метапознание;
  • – мотивация ученика;
  • – обучение критическому мышлению;
  • – оценивание для обучения;
  • – использование ИКТ в преподавании и учении.

В Программе разработан учебный план, который школьный тренер должен реализовать в течение года. Необходимо изучить 25 тем. На каждую тему отводится 4 часа (1 академический час – 45 мин). Всего 100 часов обучения. В (приложении 1) представлен план нашей школы.

Обучение должно проходить системно, т. е. необходимо создать постоянную группу учителей, не прошедших уровневые курсы. В нее могут входить до 25 человек, в зависимости от потребностей школы. Для занятий важно предусмотреть удобное для всех время и включить в расписание день профессионального развития. Возможно, это будет суббота или каникулярные дни и т. д.

В конце года по итогам обучения по Программе слушателям необходимо составить и сдать школьному тренеру портфолио, включающее

  • – Рефлексивный отчет с обоснованием методики внедрения в практическую деятельность одной из тем Программы и анализом ее реализации, демонстрирующим эффективность внедрения изменений в практику преподавания и учения, а также управления ими (2 000 слов).
  • – Три плана уроков, демонстрирующих внедрение одной из тем Программы, с комментариями (250 слов).

Педагогам, завершившим полный курс обучения по Программе и успешно прошедшим процедуру итогового оценивания, школа вручает свидетельство образца, утвержденного Министерством образования и науки РК. Свидетельства тиражируются в школе. Учителю, прошедшему школьный курс обучения, вручается сертификат за подписью директора школы, который будет учитываться при прохождении аттестации (приложение 2).

Администрация школы обязана

  • – Предоставить школьному тренеру методический день для проведения внутришкольного курса.
  • – Составить расписание занятий с учетом методических (или субботних) дней и каникулярного времени.
  • – Сформировать группу обучающихся из педагогов школы, не проходивших ранее обучение по уровневым программам (группа – не более 25 человек).
  • – Издать приказ о зачислении слушателей на курсы (приложение 3), приказ о завершении обучения слушателей на курсах.
  • – Осуществлять постоянный контроль проведения обучения педагогов школы.
  • – Подготовить и выдать педагогам, завершившим полный курс обучения по Программе и успешно прошедшим процедуру оценивания, свидетельства о завершении курса.

Школьный тренер должен

  • – Проводить качественное обучение педагогов на внутришкольных курсах в соответствии с учебным планом Программы.
  • – Вести журнал учета посещаемости занятий (приложение 4) и базу данных слушателей (приложение 5).
  • – Оказывать слушателям методическую помощь во время их практики в классе.
  • – Провести по итогам реализации Программы формативное и суммативное оценивание портфолио слушателей.
  • – Поддерживать постоянную связь с тренерами НИШ для своевременного решения профессиональных вопросов по реализации Программы.

В целях обновления содержания образования и координации работы по обеспечению непрерывного профессионального развития и повышения профессионального мастерства учителей, создания условий для самореализации творческих и успешных учителей через распределенное лидерство в ГУ «Школа-лицей № 1 отдела образования акимата г. Костаная» была создана творческая группа «Рефлексия в практике».

Цели рефлексии – вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения. Рефлексия помогает сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Если физические органы чувств для человека являются источником его внешнего опыта, то рефлексия – это источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления.

На школьных тренеров возлагается серьезная ответственность за дальнейшее профессиональное развитие учителей школы. Он должен постоянного совершенствоваться и отлично владеть технологией обучения.

Статья опубликована с сокращениями, полную версию читайте в журнале «Методист организации образования» № 6-2017



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль