Курс по выбору «Занимательный русский язык», 3-й класс

21
Курс по выбору «Занимательный русский язык», 3-й класс
Данный курс через систему специальных игр и упражнений поможет развить визуальную, аудиальную и кинестетическую систему восприятия учащихся и повысить качество обучения.

Цель – рассмотреть типичные задания и задания повышенной сложности по русскому языку, показать приемы работы, позволяющие ученикам сравнивать, анализировать, выявлять лингвистические закономерности в заданиях разного уровня сложности.

Задачи:

  • развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
  • расширение и углубление программного материала;
  • формирование общеинтеллектуальных умений;
  • способствовать подготовке к различным конкурсам по русскому языку, олимпиадам.

На уроках предполагается применение интерактивного оборудования, компьютерной поддержки. Занятия спланированы по подгруппам, проводятся в мультимедийном кабинете.

Форма проведения – коллективная, индивидуальная и индивидуально-групповая. Предполагается индивидуальная работа с учащимися по заранее созданным лабораторным работам.

Программа рассчитана на один учебный год в объеме 34 часа.

Разделы:

  • фонетика;
  • словообразование;
  • морфология;
  • пунктуация;
  • лексика;
  • орфоэпия.

Каждый из разделов имеет следующую структуру:

  • теоретическая часть – кратко охарактеризованы основные понятия фонетики, морфологии, пунктуации, лексики, орфоэпии;
  • выполнение подготовительных упражнений по степени возрастающей сложности;
  • упражнения на самопроверку – «Умники и умницы»;
  • тестовые задания.

Материал подготовительных заданий имеет весьма широкий тематический диапазон, позволяющий учащимся расширить свои знания и представления о закономерностях русского языка. Сами задания часто выходят за рамки традиционной программы и вносят элемент неожиданности.

Дидактический материал делает урок увлекательным и познавательным. Позволяет подготовить учащихся к викторинам и олимпиадам.

Многие задания направлены на развитие вербально-логического мышления и таких качеств, как способность к классификации, абстрагированию. Они могут вызвать затруднения, так как не встречаются в учебной деятельности. Поэтому каждое тщательно разбирается. Только когда будет сформировано устойчивое и последовательное умение устанавливать логические ассоциации, учитель переходит к заданиям для самостоятельной работы.

Успешности курса будет содействовать реализация регионального компонента. При изучении всех разделов будут использоваться произведения прозы, поэзии и живописи казахстанских авторов, а также статьи из СМИ. Это позволит повысить эффективность патриотического воспитания, обогатить его содержание вопросами, связанными с реалиями сегодняшнего дня.

Календарно-тематическое планирование курса «Занимательный русский язык», 3-й класс

Раздел

Название темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт ученика

Дидактическое обеспечение

лекции

практика

всего

ФОНЕТИКА

Вводный урок

1 час

Коллективная

Блок-схема «Гласные и согласные звуки русского языка»

«Язык мой – друг мой», с. 83–85. «Подготовка к олимпиадам по русскому языку», с. 5–8. Лабораторная работа «Гласные и согласные буквы и звуки»

Подготовительные упражнения

2 часа

Коллективная, индивидуальная

Справочный материал, метаграммы, логогрифы, кроссворд

Презентации: «Изменение смысла слова с изменением звука»; «Стихотворные и прозаические метаграммы и логогрифы». Игры, упражнения на логическое мышление. «Занимательная грамматика», с. 27–35. Лабораторные работы: «Придумай рифму»; «Создай кроссворд»

ФОНЕТИКА

«Умники и умницы» (упражнения на самопроверку)

1 час

5 часов

Индивидуально-групповая

Конспект, тест, презентация

«Подготовка к олимпиадам по русскому языку», с. 24–25. Разноуровневые задания. Лабораторная работа «Умники и умницы»

Тесты

1 час

Индивидуальная

Тесты

Тесты «Русский язык. Дидактические материалы», с. 20, № 8–9. Лабораторная работа «Звуки и буквы. Безударные гласные и парные согласные»

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Вводный урок

1 час

7 часов

Коллективная

Блок-схема, таблица «Состав слова»

Презентация «Из чего строятся слова?». «Секреты орфографии», с. 115. Лабораторная работа «Состав слова» (построение таблицы)

Подготовительные упражнения

4 часа

Коллективная, индивидуальная

Кроссворды, шарады, мини-сочинение с использованием морфем «Черты характера»

Презентация «Сказка. Корень». «Занимательная грамматика», с. 80–87. Игры: «Лучший переводчик»; «Игра с вертушкой»; «Кто быстрее?». Загадки. Лабораторные работы: «Исправь ошибки»; «Составь слова из морфем»; «Составь словосочетания»; «Найди лишнее слово»

«Умники и умницы» (упражнения на самопроверку)

1 час

Индивидуально-групповая

Таблица «Значение», конспект, кроссворд

«Подготовка к олимпиадам по русскому языку», с. 35–41. Разноуровневые задания. Лабораторная работа «Вставить пропущенные буквы, объяснить написание»

Тесты

1 час

Индивидуальная

Тесты

Тесты «Русский язык. Дидактические материалы», с. 37, 41–44, № 20, 23, 26. Лабораторная работа «Состав слова»

МОРФОЛОГИЯ

Вводный урок

1 час

8 часов

Коллективная

Конспект, схема «Самостоятельные и служебные части речи»

Презентация «Морфология». «Подготовка к олимпиадам по русскому языку», с. 56–58. Таблица «Самостоятельные и служебные части речи». Лабораторная работа «Создать таблицу «Части речи»

Подготовительные упражнения

5 часов

Коллективная

Кроссворды, шарады, таблица «Части речи», сочинение с использованием фразеологизмов

«Внеклассные занятия по русскому языку в начальной школе», с. 80–81. «Подготовка к олимпиадам по русскому языку», с. 64–70. Игры: «Найди лишнее слово в строчке»; «Запиши одним словом». Лабораторные работы: «Вставь пропущенные слова, чтобы получился рассказ на тему…»; «Найди верный ответ»; «Подбери прилагательное к существительному»; «Запиши одним словом». Викторина «Что могут предлоги?»

«Умники и умницы» (упражнения на самопроверку)

1 час

Индивидуально-групповая

Сборник фразеологизмов

«Подготовка к олимпиадам по русскому языку», с. 97. Разноуровневые задания. Лабораторные работы: «Умники и умницы»; «Фразеологизмы»

Тесты

1 час

Индивидуальная

«Русский язык. Дидактические материалы» (3-й класс), с. 80–86, № 53, 54, 59 Лабораторная работа «Морфология»

ПУНКТУАЦИЯ

Вводный урок

1 час

5 часов

Коллективная

Схема

Презентация «Пунктуация». «Секреты пунктуации», с. 38

Подготовительные упражнения

2 часа

Коллективная

Драматизация.Письмо для родителей. Сборник загадок. Составление диалога

«Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения», с. 72–78. «Подготовка к олимпиадам по русскому языку», с. 101–104. Лабораторные работы: «Расставь знаки препинания»; «Виды предложений»

ПУНКТУАЦИЯ

«Умники и умницы» (упражнения на самопроверку)

1 час

Индивидуально-групповая

Игра «Как понять?» (расставь знаки препинания в телеграмме)

«Подготовка к олимпиадам по русскому языку», с. 120–124. Разноуровневые задания. Лабораторная работа «Смешной диалог»

Тесты

1 час

Индивидуальная

Письмо другу

Тесты «Русский язык. Дидактические материалы», с. 12, № 3, 4. Лабораторная работа «Расставь знаки препинания»

ЛЕКСИКА

Вводный урок

1 час

5 часов

Коллективная

Блок-схема

Презентация «Лексикология». Лабораторная работа

Подготовительные упражнения

2 часа

Коллективная

Альбом фразеологизмов. Драматизация. Рисунки. Презентация

Презентации: «Многозначность слов»; «Почему мы так говорим?». «Развивающие задания. Игры, упражнения», с. 66. «Подготовка к олимпиадам по русскому языку», с. 123–124. Лабораторные работы: «Закончи пословицы»; «Таблицы синонимов, антонимов»

«Умники и умницы» (упражнения на самопроверку)

1 час

Индивидуально-групповая

Мини-сочинение ситуации с использованием крылатых выражений

«Подготовка к олимпиадам по русскому языку», с. 144–146. Игры: «Запиши значение одним словом»; «Раскрась фразеологизм»; «Цепочка слов»; «Подбери синоним»; «Подбери антоним». Лабораторная работа «Фразеологизмы и их значения»

Тесты

1 час

Индивидуальная

Конспект

Тесты «Русский язык. Дидактические материалы», с. 153–155. Лабораторная работа – тест

ОРФОЭПИЯ

Вводный урок

1 час

Коллективная

Конспект

Презентация «Орфоэпия». «Подготовка к олимпиадным заданиям по русскому языку», с. 173–174. «Занимательная грамматика», с. 121

ОРФОЭПИЯ

Подготовительные упражнения

1 час

4 часа

Коллективная

Загадки. Написание стихов по рифме; создание сборника слов-«пришельцев», заимствованных из других языков; устаревшие слова

Презентация «Смыслоразличительная роль ударения в словах». Игры: «Кто сказал правильно?»; «Замените слова»; «Узелки на память». Лабораторная работа «Почему мы так говорим?». Создание кроссворда в MS Word

«Умники и умницы» (упражнения на самопроверку)

1 час

Индивидуально-групповая

Таблица значения слов. Инсценировка стихотворения Я. Козловского «Шутка»

«Язык мой – друг мой», с. 155–160. «Подготовка к олимпиадным заданиям по русскому языку», с. 175–180. Разноуровневые задания. Лабораторная работа «Определи омографы»

Тесты

1 час

Индивидуальная

Тест

Сборник разноуровневых заданий. Лабораторная работа – тест

Итого: 34 часа

Источник: журнал «Справочник классного руководителя» № 6-2017



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль