Справочник руководителя образовательного учреждения

Мотивация исследовательской деятельности учащихся

  • 28 марта 2017
  • 1011
Мотивация исследовательской деятельности учащихся

Учебно-исследовательская деятельность школьника – это процесс решения научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания.

Учебные занятия в школе, ограниченные определенными временными рамками, не позволяют раскрыть всё многообразие изучаемого предмета. Организация исследовательской деятельности учащихся позволяет им получить более глубокие знания в области учебного предмета, кроме тех, которые содержатся в базовом курсе средней школы, так как исследовательская деятельность учащихся способствует развитию самостоятельности, инициативности, формированию умений интенсивно трудиться, включаться в творческий процесс в различных сферах деятельности.

Цель учебно-исследовательской деятельности в педагогическом смысле – приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Особенность такой цели в том, что в условиях информационного общества, в котором знания о мире быстро устаревают, главными становятся не столько сами знания, сколько способы и методы их приобретения и использования.

В то же время в процессе исследовательской деятельности учащихся должны получить основные представления о методах исследования, научиться системной, целенаправленной работе над темой, логичности построения материала и получению аргументированных выводов.

Приобретаемые в ходе учебно-исследовательской деятельности умения видеть проблему, формулировать ее, намечать пути ее разрешения, прогнозировать результаты, использовать соответствующие методы разрешения, поиск признания найденного решения окружающими создают основу для решения проблем жизненного плана.

К числу самых популярных в психологии концептов, объясняющих причины и побуждения, формирующие поведение человека, а также направленность и активность его деятельности относятся понятия «мотивация» и «мотив».

«Actualis: Образование»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Образование»


Психологи выделяют внутреннюю, связанную с процессами познания, социального взаимодействия и личностными качествами ученика, и внешнюю мотивацию, складывающуюся вне самой учебной деятельности и влияющую на нее внешними стимулами поощрения или наказания. В соответствии с другой типологией мотивы разделяют на познавательные, связанные непосредственно с содержанием и процессом познания, и социальные, отражающие связь с окружающим социумом.

Учитывая обе типологии, можно выделить следующие мотивы учебно-исследовательской деятельности:

  • познавательные внутренние, к ним относятся овладение новыми знаниями, интерес к процессу самостоятельного добывания знаний, освоение способов получения знаний, самопознание своих возможностей и их развитие и прочее;
  • социальные внутренние, включающие ответственность, ориентацию на будущую профессию, понимание необходимости исследовательских умений в жизни и т. д.;
  • познавательные внешние, отражающие в частности поощрение выполнения учебного исследования, признание авторства учебного «открытия»;
  • социальные внешние – получение одобрения учителей, родителей, сверстников, избегание наказания, ориентация на лидерство и тому подобное.

Исследовательская деятельность учащихся – особый процесс, который происходит поэтапно и опирается на установленную в психологии структуру познавательной деятельности, состоящей из вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность, формирования мотивационно-ценностного отношения к исследовательской деятельности, обучения технологии исследовательской деятельности, отработки полученных навыков на решении исследовательских заданий.

Основные этапы формирования исследовательской культуры учащихся:

  • адаптационно-пропедевтический этап (диагностика уровня информированности учащихся об исследовательской деятельности, выявление факторов, препятствующих участию в исследовательской деятельности; развитие мотивации учащихся к исследовательской деятельности; обеспечение полноты знаний учащихся об исследовательской деятельности; разработка контрольных заданий и вопросов для выявления динамики формирования исследовательской компетентности);
  • деятельностно-формирующий этап (подбор и разработка задач исследовательского характера для самостоятельной работы; обучение учащихся основам и логике организации научного исследования; рациональное планирование форм самостоятельной работы в рамках дисциплин);
  • продуктивный этап (вовлечение в процесс самостоятельного поиска решений учебно-познавательных задач, организация переноса усвоенных умений в новые условия, формирование стремления к преодолению креативных затруднений, развитие самоконтроля в исследовательской деятельности).

Исследовательская деятельность учащихся приносит положительные результаты: наши учащиеся – победители и призеры различных научно-практических конференций.

Однако в своей практике также сталкиваемся со следующей проблемой: не всегда удается найти ученика, желающего систематически заниматься исследовательской деятельностью, готового разрешать поставленные проблемы, самостоятельно владеющего  определенными навыками поиска, сбора и обработки информации. Зачастую исследовательская работа заменяется рефератом или работой компилятивного характера. Кроме того, определенные трудности вызывает неумение многих учащихся выступать перед аудиторией, а также соответствующее оформление работы и т. д.

Между тем формирование мотивации школьника для включения в исследовательскую деятельность является серьезной психолого-педагогическую проблемой.

Так, причинами отказа школьников заниматься исследованиями чаще всего являются:

  • боязнь незнакомой предметной области (вне пределов школьной программы) и непривычного вида деятельности;
  • нежелание прилагать дополнительные усилия во внеучебное время;
  • негативные эмоции, связанные с волнением при публичной защите исследовательского проекта;
  • неприятные ощущения от соревновательности исследовательской работы;
  • боязнь отсутствия навыков исследовательской работы.

По мнению учителей – руководителей научных исследований школьников, основными препятствиями, демотивирующими их активность, являются:

  • дополнительные неоплачиваемые затраты времени;
  • трудоемкость исследовательского процесса;
  • слабое самостоятельное владение исследовательскими методами;
  • отсутствие условий (как материальных, так и организационных) для ведения исследовательской работы;
  • недобровольный, принудительный характер работы со школьниками;
  • отсутствие поддержки со стороны учеников и их родителей.

Однако все эти так называемые оправдания свидетельствуют о некоторой недооценке педагогами важности исследовательской работы в школе, а ведь именно эта деятельность формирует ключевые компетенции современного выпускника: умение самостоятельно мыслить, инициативность, личностный рост.

Необходимо помнить, что в основе создания системы эффективной мотивации лежит умение создавать условия, способствующие поддержанию активного и позитивного отношения к исследовательской деятельности.

К таким условиям относятся:

  • Опора на личный интерес учащегося

В первую очередь, рекомендуется учитывать личный интерес ребенка, особенно если уровень мотивации не очень высокий и ребенок сомневается в будущем успехе своей деятельности.

Цели исследовательской работы учащегося могут быть заданы извне или самостоятельно поставлены самим учеником. В обоих случаях трудность заключается в правильной постановке цели, которая должна быть личностно значима и вызывать интерес. Для превращения исследовательского задания в мотивированную цель следует

  • четко сформулировать результат (например, чему может ученик научиться во время исследования);
  • показать значение (для чего это полезно, выгодно и пр.).

Навязывание той или иной темы может отпугнуть учащихся от исследования. Ученикам с более высоким уровнем мотивации можно предложить темы на выбор. В старших классах ведущие мотивы исследовательской работы связаны с будущей профессией.

Отметим также, что от правильно сформулированной темы зависит успех работы. При выборе темы необходимо учитывать

  • личный интерес исследователя к той или иной проблеме, который он должен обосновать, объяснить;
  • значимость, актуальность проблемы (посвященные юбилейным датам, событиям, отвечающим запросам времени и т. д.);
  • наличие достаточного круга источников;
  • наличие элемента новизны (мало исследована, много точек зрения);
  • доступность теории и практики.

Независимо от возраста ученика с психолого-педагогической точки зрения важно настроить ученика не столько на «добывание» новой информации, сколько на приобретение опыта исследователя, который развивает и выявляет интеллектуальные и творческие способности ученика.

Программы стимулирования исследовательской работы:

  • спецвыпуски школьных СМИ;
  • церемонии награждения успешных исследований («Школьный научный «Оскар»);
  • участие школьников в публикациях сборника исследовательских работ учеников;
  • призовые конкурсы проектов по предметам.
  • Атмосфера сотрудничества

Важными условиями развития мотивации учащихся к исследовательской деятельности остаются следующие:

  • выход на уровень субъект-субъектных отношений, что в ходе исследовательской деятельности позволяет перейти на иные связи «наставник – младший товарищ» или «коллега – коллега», основанные на личностном общении педагога и ученика.
  • Профессионализм учителя

Способному ребенку нужен способный учитель. Работа педагога со способными детьми, желающими заниматься исследовательской деятельностью, требует от него особой педагогической культуры. Без сомнения, в багаже каждого педагога найдутся свои уникальные приемы, методы для решения данной проблемы. Исследовательская деятельность учащихся – творческий процесс совместной деятельности педагога и обучающегося по поиску нового решения известной проблемы. Результатом этой деятельности является формирование мировоззрения как обучающегося, так и педагога, в котором педагог выступает как организатор исследовательской деятельности.

Благодаря задачам, которые ставятся в этом случае перед обучающимися,   формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ними научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.

Ценность научно-исследовательской работы состоит в том, что она способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам, вырабатывает навык самостоятельной работы, формирует умение применять теоретические знания в решении конкретных практических задач, развивает личностные качества ученика, влияет на выбор будущей профессии, помогает в дальнейшем успешно справляться с курсовыми и дипломными работами, уверенно чувствовать себя на семинарах и научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию.

Приобретение опыта исследовательской деятельности обеспечивает высокую конкурентоспособность выпускников гимназии, а знания основ исследовательской деятельности гарантирует успешное обучение в вузе и дальнейшее послевузовское образование.

Источник: журнал «Методист организации образования» № 3-2017

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Дорогой гость, заберите Ваш подарок
Бесплатный доступ к журналу "Справочник классного руководителя"
Получить бесплатный доступ