Справочник руководителя образовательного учреждения

Современный учитель – творческий учитель

  • 26 января 2017
  • 151
Современный учитель – творческий учитель

Модернизация образования и инновационное развитие – это путь, который позволит Казахстану стать конкурентным государством, обеспечить достойную жизнь гражданам.

Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В условиях решения этих стратегических задач качествами личности учителя становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни.

Способности педагога:

• дидактические– позволяют успешно осуществлять отбор содержания и методов обучения учащихся, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у учащихся;

• экспрессивные– помогают найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения программного материала;

• перцептивные – выражаются в психологической наблюдательности по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальных особенностей;

• организаторские – обеспечивают дисциплину и порядок в классе; продуманное использование каждой минуты на уроке, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся;

• авторитарные – эмоционально-волевое влияние на учащихся и умение на этой основе завоевать авторитет;

• академические– связаны с усвоением знаний, навыков и умений в соответствующей области науки.

К специальным педагогическим способностям относят педагогический такт, способности к воспитанию детей и педагогическому общению. Такт учителя всегда представляет собой единство высокоморального отношения к учащимся и педагогически совершенной формы обращения с ними. Он включает в себя не только вопросы, связанные с психологическими сторонами личности учителя, но и ориентацию в приемах и средствах педагогического воздействия, а также нравственные установки и принципы.

Учитель своими действиями на уроке способствует установлению благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности учащихся, заботится о развитии дружественных отношений между детьми. Для этого необходимо:

  • не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи других;
  • не противопоставлять сильных слабым;
  • не критиковать ребенка при всем классе, чаще беседовать наедине;
  • замечать даже небольшие успехи слабых учеников, но не подчеркивать это резко;
  • воспринимать всерьез всё, что происходит с ребятами;
  • формировать понимание, что способность к хорошему учению есть лишь одно из многочисленных качеств личности.

Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей, поощряя за хорошие поступки.

Педагогическое общение – это компонент, создающий атмосферу психологического развития личности учащегося. Учитель, умеющий создать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности ребенка на уроке сумеет решить следующие задачи: 

  • взаимообмен информацией между учителем и учащимися;
  • взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами партнера;
  • мобилизация резервов участников, выявление наиболее сильных и ярких качеств учеников и учителя;
  • взаимодействие и организация совместной деятельности;
  • самопрезентация личности учителя и учащихся;
  • взаимная удовлетворенность участников общения.

Коммуникативный компонент личности педагога включает установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Именно отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения.

5 типов отношения учителя к школьнику:

  • эмоционально-положительный – активный;
  • эмоционально-положительный – пассивный;
  • эмоционально-отрицательный – активный;
  • эмоционально-отрицательный – пассивный;
  • неуравновешенный.

Осуществление индивидуального подхода как одной из сторон коммуникативной деятельности человека также определяет успех работы. Учителю необходимо заметить и учесть особенности школьника, которые мешают или помогают ему, и соответственно реагировать на них. Так, медлительность ученика, связанная с его темпераментом, требует терпения и такта учителя.

Для обучения школьника в соответствии с требованиями времени необходимо постоянно осуществлять введение педагогических новшеств в практику. В научных трудах слово "инновация" означает новость, новшество, изменение.

Технологизация образования способствует стремительному распространению различного рода инноваций, в том числе новых педагогических технологий, использование которых позволит учителю повысить мотивацию учащихся, практическую направленность занятий и получить гарантированно запланированные результаты в своей профессионально-педагогической деятельности. К новым технологиям относятся информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие технологии и др.

Перестройка во всех сферах жизни общества настоятельно требует от каждого педагога инициативы, творчества, самостоятельного мышления, новых нестандартных подходов и решений. Современная казахстанская образовательная система занимается внедрением и распространением педагогического опыта учителей-новаторов, новых методик обучения.

Учителя-новаторы, открытые ко всему новому, понимают детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знают свой предмет. Внедрение стандартов нового поколения требует от учителя не только высокого уровня квалификации, непрерывности профессионального развития, но и творческого подхода к работе в современных условиях. Всё большее значение приобретает креативность педагога, его способность переосмысливать собственный опыт, творчески использовать и преобразовывать известное, созидать качественно новое. Мастерство учителя раскрывается во всех направлениях его деятельности, постоянно и беспрерывно.

Творчество учащихся может развить только творческий учитель. Процесс выполнения практических работ содействует развитию познавательных сил и способностей обучающихся, непрерывному их совершенствованию. Рациональное использование учениками усваиваемого учебного материала в изменяющихся условиях всегда сопровождается сосредоточением их внимания, волевых усилий, преодолением встречающихся трудностей, вызывающих эмоциональные переживания. Всё это содействует успешному развитию у школьников аналитической деятельности мышления, речи, памяти, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей, что в свою очередь приводит к успешному овладению более сложным учебным материалом.

Творчество возможно, если учитель принимает за аксиому, что современный урок – это интересный урок. Лишь в таких условиях можно поддерживать высокую мотивацию и эмоциональную окраску занятия. Его можно создать за счет

  • личности учителя (очень часто даже скучный материал, мастерски объясняемый учителем, хорошо усваивается);
  • содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);
  • методов и приемов обучения.

Продолжение читайте в Электронной системе «ACTUALIS: Образование»

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Дорогой гость, заберите Ваш подарок
Бесплатный доступ к журналу "Справочник классного руководителя"
Получить бесплатный доступ