MCFR.KZ Образование

Индикаторы в детском саду

  • 29 ноября 2018
  • 4273
Индикаторы в детском саду
Индикаторы в детском саду

Образовательную деятельность дошкольной организации невозможно представить без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов и результатов развития ребенка. Для этого и применяются индикаторы в детском саду.

Читайте также эту статью на казахском языке

Интересно прочитать:

Диагностика развития ребенка

Отслеживание уровня развития ребенка имеет большое значение для эффективного осуществления образовательного процесса, который позволяет путем мониторинга получить данные о развитии детей по основным направлениям педагогической работы и по образовательным областям в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования дошкольного воспитания и обучения, а затем своевременно скорректировать педагогический процесс с учетом индивидуальных показателей каждого ребенка.

Дошкольное воспитание и обучение является первым уровнем непрерывного образования. Это один из важнейших социальных институтов, который имеет большие возможности для управления процессом комплексного сопровождения ребенка от 1 до 6 лет.

Если раньше диагностика развития ребенка сводилась к выявлению знаний, умений, навыков по таким основным разделам образовательной программы как развитие речи, подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных математических представлений и т. д., то теперь в системе индикаторов заложен комплексный подход к отслеживанию компетентностных качеств развития ребенка, выявлению путей и способов овладения данными компетенциями.

★ ПРОВЕРКИ ★

Внутренний мониторинг качества образовательной деятельности детского сада

Увольнение работников – пошаговая инструкция

Н. Д. Козарезова,

старший преподаватель кафедры «Дошкольное воспитание и начальное обучение» ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО, г. Петропавловск
Качеству тех или иных процессов в дошкольной организации всегда уделяется большое внимание, поэтому закономерно, что дошкольные организации, в которых правильно, качественно и валидно организован мониторинг, занимают ведущие места в рейтингах. Использование мониторинга позволяет поставить перед коллективом принципиально новые задачи по совершенствованию образовательной деятельности, переосмыслить пути решения традиционных задач и напрямую управлять качеством работы дошкольной организации. В электронной версии журнала – e.rukdo.mcfr.kz – можно скачать: положение о внутреннем мониторинге качества образовательной деятельности; план-график текущего мониторинга заведующего; план-график должностного мониторинга методиста; план-график должностного внутреннего мониторинга заведующего хозяйственной частью; план-график должностного внутреннего мониторинга медицинского работника.

Компетентностное развитие ребенка

Основу процесса управления комплексным сопровождением ребенка составляют мониторинг компетентностного развития и проектирование его продвижений по индивидуальной образовательной траектории. Целевыми ориентирами мониторинга при этом являются показатели компетентностного развития (далее – ПКР) ребенка по 5 образовательным областям, а отметкой уровня – система индикаторов.

ПКР ребенка заложены в ГОСО в разделе дошкольное воспитание и обучение в 5 образовательных областях:

  • здоровьесберегающей (забота о своем физическом здоровье, привычка к здоровому образу жизни и навыки гигиены, развитие сенсорно-двигательных функций);
  • коммуникативно-языковой (развитие памяти, мышления, воображения, владение основными языковыми нормами, формирование через речь взаимоотношений с окружающим миром);
  • познавательной (наличие определенных представлений об окружающем мире, развитие кругозора, установление связей и зависимостей в накопленном опыте);
  • творческой (развитие духовных качеств – интеллектуальных и чувственных начал через приобщение к искусству и приобретение духовных ценностей, активизация творческого потенциала);
  • социальной (умение ориентироваться в социуме, налаживать контакты и взаимодействия в окружающем мире: в семье, среди сверстников, со взрослыми).

В содержании "Индикаторов" прописаны ПКР детей по всем образовательным областям и разделам.

Система индикаторов компетентностного развития детей имеет следующую структуру:

  • показатель – ожидаемый результат развития ребенка на данном возрастном этапе, обеспечивающий исходной информацией педагогов, родителей о параметрах компетентностного развития детей, а также основу, которая поможет переходу детей от одного возрастного этапа к другому;
  • образовательная область – категория, определяющая содержание образования;
  • подобласть – компонент образовательной области, который дает наиболее точное представление о ее содержании;
  • стандарт – как эталон оценки качества воспитания и обучения.

Система индикаторов предполагает наличие 3 уровней развития компетентности:

  • ребенок воспроизводит те или иные действия вместе со взрослым или по образцу (1 балл, недостаточно компетентный);
  • ребенок понимает то, что он делает, владеет определенным запасом знаний, но самостоятельно не действует (2 балла, достаточно компетентный);
  • ребенок применяет то, что он знает и умеет делать самостоятельно, без помощи взрослого, творчески и в нестандартных ситуациях (3 балла, компетентный).

Работа с показателями компетентностного развития дошкольников и индикаторами

1-й этап. ПКР и индикаторы – это категории, необходимые педагогу для оценки продвижения ребенка по образовательной траектории. Главной характеристикой ПКР является возрастная динамика, поэтому показатели характеризующие уровень развития ребенка 2–3 лет, не повторяются для ребенка в возрасте 3–4 лет, так как он должен ими овладеть на уровне применения в пределах возрастных границ.

Если же этого не произошло, то работа в этом направлении продолжается в следующем возрастном периоде, подбираются новые приемы и методы работы.

Педагоги должны отслеживать процесс развития детей по показателям визуально 3 раза в год: в начале, в середине и в конце года (сентябрь – стартовый контроль, январь – промежуточный и май – итоговый), а результаты записывать выставлением баллов в "Листы наблюдений".

Если к концу года ребенок применяет до 80 % показателей, то его компетенции можно считать достаточными.

Педагоги на основании показателей в "Листах наблюдений" должны обработать результаты по каждому ребенку индивидуально, по всей группе детей и внести в сводные ведомости (таблицы).

2-й этап. На основании полученных данных заполняется индивидуальная карта развития ребенка с учетом "зоны ближайшего развития ребенка". Под "зоной ближайшего развития" следует понимать разницу между уже освоенным ребенком способом действия, который он может применить самостоятельно, и тем способом, который он пока успешно воспроизводит лишь в сотрудничестве со взрослым.

Чем больше этот разрыв, т. е. чем более трудную задачу может решить ребенок вместе с педагогом, тем больше перспектив развития этого ребенка. Воспитателем заполняются таблицы и графики для всей группы детей с целью создания целостной картины эффективности педагогического процесса.

Методистом заполняются диагностические таблицы качества дошкольного образования в разрезе всех групп дошкольной организации (далее – ДО) и график динамики показателей качества дошкольного образования по образовательным областям в рамках всей ДО.

3-й этап."Карта" и "Лист" наблюдения (индивидуальной траектории) позволяют построить индивидуальную образовательную траекторию развития ребенка, в которой педагог определяет задачи и содержание педагогического процесса для ребенка после каждого этапа диагностики.

Методистом заполняется итоговая таблица качества дошкольного образования, окончательно оформляется график динамики показателей качества ДО, подводятся итоги диагностической работы, планируется работа по коррекции развития детей, показавших низкий уровень компетенции.

Продолжение читайте в Электронной системе «ACTUALIS: Образование»

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «MCFR.KZ Образование»

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться