MCFR.KZ Образование

Классный час «Я голосую за жизнь»

  • 13 марта 2019
  • 111
Классный час «Я голосую за жизнь»
«Я голосую за жизнь»

Роль школы социально-ориентированного поведения трудно переоценить. В школе ребенок получает не только знания об окружающем его мире, но и знания о важнейших компонентах этого мира: других людях, знания о том, как жить среди людей, уметь противостоять злу и насилию.

Читайте также эту статью на казахском языке


ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Праздник для мамы
Классный час «Я голосую за жизнь»
Н. Л. Боярская учитель начальных классов КГУ «Школа-гимназия № 118», г. Алматы

Цель:

  • воспитание уважительного отношения к мамам, бабушкам, женщинам, желания помочь им;
  • создание теплого эмоционального климата между матерями и детьми, между учащимися;
  • укрепление доброжелательных взаимоотношений с семьями детей;
  • вовлечение родителей в проведение классных и школьных мероприятий.

Ход мероприятия

Под песню на стихи Л. И. Ошанина «Солнечный круг» в класс входят приглашенные мамы и бабушки и рассаживаются по местам.

В настоящее время происходят изменения условий формирования личности школьника. Роль школы социально-ориентированного поведения трудно переоценить. В школе ребенок получает не только знания об окружающем его мире, но и знания о важнейших компонентах этого мира: других людях, знания о том, как жить среди людей, уметь противостоять злу и насилию. Более того, он приучается соотносить свои поступки с интересами других людей, вести себя в соответствии с ценностями нравственного порядка.

Именно в младшем школьном возрасте создаются благоприятные условия для формирования социально приемлемых и активных способов поведения, способствующих становлению личности.

Ход развития человечества наглядно показывает, что человек готовится не к жизни вообще, а к жизнедеятельности в определенных социально-культурных условиях. В настоящее время в Казахстане все острее ощущается потребность общества в новом типе граждан, глубоко любящих свою Родину, самостоятельно и творчески мыслящих, ответственных за судьбу народа, за собственную судьбу, способных видеть жизнь во всех ее реалиях, комфортно жить в поликультурной и многонациональной среде и вывести общество из кризиса на цивилизованный путь развития.

Увеличивается значимость коммуникативного развития детей младшего школьного возраста. Современный учитель должен владеть основами конфликтологии, социальной педагогики, психолого-педагогическими знаниями, позволяющему ему своевременно выявлять причины различного рода трудностей учащихся, оказывать необходимую помощь. Современному учителю уже недостаточно хорошо владеть содержанием программного материала для осуществления качественного учебного процесса, для успешной работы с мальчиками и девочками разного возраста, у которых разные мотивы и склонности.

Но немаловажную роль в развитии ребенка играет семья, в которой он растет и воспитывается. Зачастую конфликты в семье, недостаточное внимание к своему ребенку или жестокое обращение взрослых повергают детей в отчаяние, и в результате их слабая, еще не сформировавшаяся психика приводит к самым страшным последствиям – самоубийству.

Среди проблем, связанных с сохранением здоровья нации, пристальное внимание средств массой информации и общественности в последние годы уделяется вопросу о суициде среди молодежи.

За последние десятилетия в три раза выросло число детей, бежавших от родителей, из учебно-воспитательных учреждений, пропавших без вести; многие из них стали жертвами преступлений.

По данным прокурорского надзора, основной причиной увеличения этой опасной тенденции является отсутствие надлежащего семейного и общественного воспитания, жестокое обращение взрослых и сверстников, провоцирование несовершеннолетних на бегство и нередко толкавшее их к суициду.

Моральное и физическое насилие, порочные методы воспитания, унижение человеческого достоинства сопутствуют жизни многих детей и подростков в семье и образовательных организациях.

Проблема суицидального поведения

Проблема суицидального поведения традиционно привлекает внимание общества и исследователей. В общественном сознании самоубийство принадлежит к тем сложным явлениям жизни, к которым испытывают двойственное отношение. С одной стороны, человек, покончивший с собой, вызывает жалость и сострадание. С другой – сам факт суицида осуждается как грех, и даже как преступление. Близкие часто хотят скрыть этот страшный факт. Как отмечает Н. Бердяев, «можно сочувствовать самоубийце, но нельзя сочувствовать самоубийству».

Суицид – психологическое явление, и, чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой. Самоубийство совершается в особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды.

Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды.

Психология самоубийства есть, прежде всего, психология безнадежности. Когда есть надежда, можно перенести самые страшные испытания и мучения, потеря надежды склоняет к самоубийству. В жизни человека есть опасные периоды, когда над ним сгущается тьма. Если человеку удастся вырваться из нее, то он спасен. Вот почему в иные минуты так важны бывают понимание и помощь. Может спасти сказанное слово или даже взгляд, дающий почувствовать, что человек этот не один на белом свете, который стал для него черным. Психология самоубийства есть психология замыкания человека в самом себе, в своей собственной тьме.

Причин самоубийств множество. Люди убивают себя из-за несчастной любви, от сильной страсти или несложившейся семейной жизни; убивают от бессилия и позора, бесчестия; от потери состояния и от нужды; убивают, чтобы избежать измены и предательства; от безнадежной болезни и страха, мучительных страданий. Самоубийство может случиться от совершенного бессилия и от избытка сил. Его психология так странна, что бывали случаи, когда люди убивали себя от страха заразиться холерой. В этом случае они хотели прекратить невыносимое чувство страха, которое страшнее смерти. Самоубийство может совершиться и по мотивам эстетическим, из желания умереть красиво, умереть молодым, вызвать к себе особую симпатию.

Самоубийца считает себя единственным хозяином своей жизни и своей смерти, он не хочет знать того, кто создал жизнь и от кого зависит смерть.

Но это ложное и поверхностное суждение. Моя жизнь есть не только моя, на которую я имею абсолютное право собственности. Она также есть жизнь моих близких, друзей, моего народа, общества, наконец, всего мира, частичкой которого я являюсь.

Поэтому очень важно, чтобы семейное воспитание гармонировало со школьным. Будучи хорошим специалистом в области педагогики и психологии, учитель помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания.

Профилактические меры

  • Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь.
  • Организация внеклассной воспитательной работы.
  • Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.

Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.

Недопустимо открытое прямое публичное обсуждение с учащимися суицидальных случаев. Зачастую цена подобных мероприятий (родительских собраний, классных часов) – жизнь кого-то из подростков, так как в подростковой среде возможно повторение суицидальных попыток по механизму подражания, заражения, протестной реакции и др.

Для предупреждения суицида можно провести различные внеклассные мероприятия, позволяющие детям глубже понять и оценить смысл и ценность своей жизни.

Во время подготовки и проведения классного часа в первом классе по теме «Я голосую за жизнь» мне пришлось столкнуться с некоторыми трудностями: возрастные особенности учащихся (как же довести до сознания маленьких детей о смысле и ценности жизни?). И в этом мне помог материал из опыта работы Е. М. Лосевой по самопознанию. Для более доступного и интересного проведения классного часа я использовала интерактивную доску, где детям была представлена презентация на тему: «Мой день», где использовались картинки-фотографии по следующим разделам:

  • Утренний поцелуй
  • Новые планы
  • Разные события
  • Интересные встречи
  • Большие и маленькие открытия
  • Мгновения любви
  • Разноцветное настроение
  • Заветные мечты
  • Я выбираю жизнь
  • Дорога счастья

Работая над каждым слайдом, ребята охотно делились своими впечатлениями об увиденном и в непринужденной обстановке открыто говорили о том, как прекрасна и интересна жизнь. После проведения беседы ребята выбирали из ряда ценностей жизни только пять (некоторым было очень сложно, так как детям хотелось добавить еще несколько ценностей, но задача была поставлена конкретно). Под тихую мелодичную музыку ребята приклеивали ценности жизни на листы с рисунком дерева, которые были заготовлены для каждого, затем дети раскрашивали свои деревья.

Предлагаю вашему вниманию небольшую разработку такого классного часа.

Тема: «Я голосую за жизнь».

Цель: формирование понятия «жизни» как ценности.

Оборудование: ручки, листы А4, презентация «Мой день», листы с рисунком дерева, наборы карточек со словами-ценностями, клей, цветные карандаши, ножницы, музыка.

Ход классного часа

Введение в тему

Каждый из нас начинает утро по-разному: кто-то встает бодро и быстро просыпается, а кто-то любит понежиться под одеялом, кто-то боится наступающего дня, а кто-то ему улыбается от всей души, кто-то ждет его с любопытством ребенка, а кто-то сетует по-стариковски: «Какие сюрпризы он мне преподнесет?»

От того, каким было наше утро, как мы встречаем начало каждого дня, зависит, каким он будет. Вы с этим согласны?..

А что же такое наш день?.. Давайте посмотрим на него со стороны.

Презентация «Мой день» (день – утренний поцелуй – новые планы – разные события – интересные встречи – большие и маленькие открытия – это жизнь).

Все это можно назвать одним словом – ЖИЗНЬ.

Сегодня мы с вами поговорим об этом понятии и раскроем его ценность.

(Листы с высказываниями о жизни.)

  • Как вы думаете, люди осознанно творят свою жизнь или плывут по течению?
  • Как вы понимаете выражения: «Как удачно сложилась жизнь» или «Жизнь не задалась»?

Жизнь, как бы ее ни воспринимал человек – благом или испытанием – все равно стремление к счастью. И от его возможностей, осознания и личных усилий зависят достижения его жизни. Значит, жизнь – это важная ценность, данная человеку. И самое интересное в том, что у каждого она своя собственная, неповторимая. Сейчас мы это докажем.

Упражнение-тренинг

Всем присутствующим раздаются листы бумаги. Учитель читает инструкцию, все ее молча и быстро выполняют, не задавая вопросов.

  • Сверните лист пополам
  • Сверните его еще раз пополам
  • Оторвите правый верхний угол
  • Разверните лист и покажите друг другу.

– Листочки вы получили одинаковые?.. Да

– Инструкцию вы получили одинаковую?.. Да

– А почему результат получился разный?..

Это упражнение наглядно показало нам, что мы все разные, каждый со своими взглядами, интересами, представлениями; делая одну и ту же работу, мы всегда получаем разные результаты.

Творческая работа

(немного статистики).

Текст на доске. Средний срок жизни человека – 76 лет. Это всего 3 952 недели. Из них 1 317 вы проводите во сне. Значит, на жизнь остается лишь 2 635 недель. Жизнь коротка и драгоценна. Не будем ее тратить попусту, а наполним значимыми ценностями.

Для этого каждому из вас я предлагаю выполнить задание.

(Всем раздаются листы с деревом, набор карточек со словами-ценностями, клей.)

Выберите для себя 5 важных жизненных ценностей и наклейте на дерево.

Обратите внимание, что карточки с ценностями разные. Как вы думаете, почему? Правильно приклеивая карточки, вы выделяете самые значимые ценности вашей жизни.

Рефлексия

Разноцветное настроение (учащиеся раскрашивают дерево жизни разноцветными карандашами под спокойную тихую музыку).

Итог урока.

любовь

добро

семья

здоровье

друзья

природа

родина

Я

деньги

автомобиль

богатство

мир

свобода

родители

развлечения

– Жизнь, правильно наполненная ценностями, становится интересной, яркой, радостной, счастливой и разноцветной. И сегодня мы очень много говорили об этом.

Итогом нашей работы было вывешивание работ на стенд и проведение родительского собрания, где каждый родитель увидел, какие же ценности жизни важны для его ребенка и в ходе беседы каждый сделал для себя выводы... Затем все работы вкладываются в портфолио детей.

Я думаю, что проведение таких классных часов или мероприятий позволит нам, учителям, познать каждого ребенка, услышать мнение каждого из них и понять, о чем они думают, мечтают, переживают, и постараться им помочь именно тогда, когда это необходимо…

Источник: журнал "Справочник классного руководителя

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  
У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться