text
MCFR.KZ Образование

Социальный педагог

  • 4 октября 2018
  • 1491
Социальный педагог
Социальный педагог

Необходимость социально-психологического сопровождения учащихся в школе вызвана негативными явлениями, которые нарастают в современном обществе. Профессиональная работа профильных специалистов: социальных педагогов и психологов – связана с учащимися и их родителями, семейно-бытовой средой.

Читайте эту статью на казахском языке:

Воспитательная работа по адаптации детей к жизни в обществе строится на основе изучения условий жизни, интересов и потребностей, диагностики конфликтных ситуаций, проблем и отклонений в поведении, оказании социальной помощи и поддержки во взаимоотношениях между личностью, учителями и родителями.

Социальный педагог непосредственно контактирует со специалистами социальных служб, участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за их выполнение в пределах своей компетенции. Структурно круг его прав и обязанностей выглядит следующим образом.

★КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА★

Работа социального педагога в школе
Социальный педагог

Р. К. Утебаева

социальный педагог ГУ «ОПМПК № 6», г. Есик

Должность «социальный педагог» в образовательной среде введена не так давно. Необходимость возникла из-за увеличения количества детей сотклоняющимся поведением, роста детской преступности ичисла неблагополучных семей.

Ранее обязанности социального педагога выполняли классный руководитель или учителя-предметники.

Восновном должность социального педагога присутствует вшколах, детских садах, социальных службах, приютах иучреждениях, работающих снесовершеннолетними.

Права социального педагога

Социальный педагог имеет право:

  • требовать от руководителя организации образования создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
  • представлять и защищать интересы обучающихся (воспитанников) в органах законодательной, исполнительной и судебной власти;
  • делать официальные запросы в общественные и государственные учреждения по поводу создания условий и решения личных проблем обучающихся;
  • вносить предложения о поощрении за активную работу родителей обучающихся (лиц, их заменяющих), членов семей обучающихся и своих добровольных помощников;
  • иметь доступ к документам организации образования в части дел, касающихся выполнения своих профессиональных обязанностей;
  • собирать информацию, связанную с изучением интересов детей и подростков;
  • проводить социологические опросы, диагностические обследования условий жизни детей;
  • отказываться от выполнения распоряжений администрации организации образования в том случае, если эти распоряжения противоречат профессиональным и этическим принципам деятельности социального педагога;
  • повышать свою квалификацию;
  • выносить на рассмотрение различные предложения по совершенствованию образовательного процесса;
  • информировать администрацию организации образования о фактах нарушений педагогами прав ребенка.

Обязанности социального педагога

Социальный педагог обязан:

  • совместно с администрацией организации образования выделять приоритетные направления социально-педагогической работы и формировать конкретные задачи работы с детьми, подростками, педагогами и родителями;
  • препятствовать принятию решений, ущемляющих права обучающихся;
  • знать и использовать в работе законодательные и нормативные акты по защите прав ребенка;
  • своевременно оформлять документацию социального педагога;
  • планировать работу и вести учет своей деятельности;
  • постоянно повышать свою квалификацию;
  • использовать конфиденциальную информацию только в установленных законодательством случаях.

Функции и роль социального педагога

Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, выполняет следующие функции:

  • аналитико-диагностическую;
  • прогностическую;
  • организационно-коммуникативную;
  • коррекционную;
  • координационно-организаторскую;
  • функцию социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам;
  • охранно-защитную;
  • психотерапевтическую;
  • социально-профилактическую;
  • реабилитационную.

Реализуя аналитико-диагностическую функцию, социальный педагог:

  • изучает и оценивает особенности социальной микросреды организации образования, прогнозирует возможные влияния среды на школьников;
  • выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»;
  • изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника;
  • устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей;
  • содействует выявлению особо одаренных школьников;
  • выявляет обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.

Прогностическая функция социального педагога заключается в том, что он:

  • на основе анализа социальной и педагогической ситуации прогнозирует процесс воспитания и развития личности школьника, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании его личности, определяет перспективы развития обучающегося в процессе социализации;
  • планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе анализа результатов предыдущей работы.

Выполнение организационно-коммуникативной функции:

  • способствует включению субъектов воспитательной деятельности – общественности, учреждений дополнительного образования в процесс социального воспитания подрастающего поколения, в совместный труд и отдых;
  • позволяет ему участвовать в формировании гуманистической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также оказывать влияние на отношения детей, подростков и взрослых.

Коррекционная функция социального педагога заключается в том, что он:

  • старается оградить обучающихся (воспитанников) от негативных влияний социальной среды;
  • осуществляет коррекцию самооценки школьников и помогает им избавиться от вредных привычек.

Реализуя координационно-организаторскую функцию, социальный педагог:

  • организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде;
  • включает обучающихся в различные виды продуктивной деятельности с учетом психолого-педагогических требований к ней;
  • организует коллективную творческую деятельность детей с участием взрослых;
  • координирует деятельность всех субъектов социального воспитания;
  • взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.

Выполнение функций социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам побуждает социального педагога:

  • оказывать квалифицированную психолого-педагогическую помощь обучающемуся (воспитаннику) в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и самореализации;
  • устанавливать доверительные отношения с клиентом.

Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том, что он:

  • использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов обучающихся (воспитанников) и их объединений;
  • содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;
  • взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.

Реализуя психотерапевтическую функцию, социальный педагог:

  • заботится об обеспечении положительного эмоционального состояния школьников;
  • оказывает им помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния;
  • содействует в создании ситуаций успеха школьников.

Выполнение социально-профилактической функции предполагает, что социальный педагог:

  • организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков;
  • влияет на формирование их нравственно-правовой устойчивости;
  • организует систему мер социального оздоровления детей из семей группы социального «риска».

Реабилитационная функция социального педагога заключается в том, что он организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений, по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, стресс, употребление наркотиков, сексуальная агрессия, лишение свободы, и др.) испытывающих различные затруднения, которые приводят к социальной дезадаптации.


Документация социального педагога

Примерный перечень документации и методической литературы социального педагога:

  1. Тексты Конвенции о правах ребенка, законов РК по осуществлению прав ребенка, а также подзаконные акты по этой проблематике.
  2. Должностная инструкция социального педагога.
  3. Перспективный план работы социального педагога на год и календарный план работы на месяц.
  4. Циклограмма или график работы, утвержденный руководителем организации образования.
  5. Журнал учета рабочего времени.
  6. Документация по вопросам опеки и попечительства, регистрации по месту жительства, защите прав ребенка в органах МВД и судебных органах.
  7. Списки учащихся:
  • состоящих на учете в ОДН;
  • состоящих на внутришкольном учете;
  • находящихся под опекой;
  • из многодетных и малообеспеченных семей;
  • из семей беженцев.
  1. Список неблагополучных семей.
  2. Список детей-инвалидов.
  3. Карточки индивидуального социально-педагогического патронажа подопечных (или дневники педагогических наблюдений).
  4. План совместной работы организации образования и ОДН.
  5. Методические рекомендации, памятки для родителей.
  6. Справочная информация по городским и районным службам для родителей и детей о возможных путях решения их проблем.
  7. Журналы входящей и исходящей документации.
  8. Отчет социального педагога за прошлый учебный год.

Источник: журнал "Справочник классного руководителя"

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты