MCFR.KZ Образование

Организация внеклассной работы по математике

  • 14 марта 2019
  • 63
Организация внеклассной работы по математике

Внеклассная работа – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований и логического мышления, расширяет кругозор.

Читайте также эту статью на казахском языке:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Использование критериального оценивания при обучении математике
Организация внеклассной работы по математике
А. Н. Иманова старший преподаватель кафедры ИТиМПЕН(Г)Д филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Акмолинской области
Актуальность пересмотра процесса оценивания определяется современными стратегическими задачами образования, необходимостью повышения уровня образования с учетом международных стандартов и современных требований к качеству образования, необходимостью разработки единых требований к отметке и оценке учебных достижений учащихся в целях обеспечения объективности результатов обучения и конкурентоспособности выпускников казахстанской школы за пределами страны.

Цель внеклассной работы ни в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, а в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

Проблема повышения интереса к математике, организация внешкольной работы с учащимися, поиск одаренных детей, поддержка и развитие этой одаренности волнуют меня на протяжении многих лет моей педагогической деятельности.

Очень важно зажечь в ребенке огонек удивления, огонек пытливости, огонек радости, чувство красоты математической задачи, чувство удовлетворения от проделанной работы. Еще важнее пробудить в нем сознание того, что ни большущие способности, ни талант, а лишь трудолюбие, систематическая кропотливая работа, воля к победе, стремление постигать новое, поиск и проработка ранее неизведанного приводят к успеху. Важно, чтобы это помнил и культивировал в своей деятельности и сам педагог. Только регулярная, систематически целенаправленная работа дает результат. Работа через математические кружки, факультативы, различные конкурсы, очные, заочные и дистанционные олимпиады, через турниры и фестивали. У нас масса возможностей, масса разнообразной, интересной литературы. Ученик должен учиться сам, а учитель – создавать для этого условия, правильно организуя учебную деятельность. Необходимо помочь ребенку осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни и мира. От веры учителя в возможности каждого ученика, от его терпения, настойчивости, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи наших учеников на трудном пути познания.

Что использую я?

Это уроки занимательной математики в конце каждой четверти. Обычно класс заранее разбивается на равносильные команды. Каждая команда обязательно получает конкретное домашнее задание – выпустить агитационный листок, создать мини-сборник интересных задач, составить вопросы викторины или перекрестного опроса, сделать кроссворд, написать сочинение на определенную тему. Каждый раз это бывает по-разному.

Надо искать и находить интересные для творчества темы. Перечислю творческие задания, которые предлагала своим учащимся. Это различного рода кроссворды – серьезные и юмористические, общего плана и узкоспециальные, по конкретным темам, например: «Старинные меры длины и площади», «Из истории возникновения математических терминов и понятий», «Окружность и ее элементы». Творческими заданиями являются рефераты, но не скачанные из Интернета, а переработанные учащимися с обязательной защитой в классе, а также различные сочинения, сказки и сказы, досье, обзоры, которые выполняют либо обобщающую функцию, либо обучающую. Ребята сочиняли «Оду точке», «Сказ о том, как жили и вовсе не тужили   Точка, Плоскость и Прямая», «Тригонометрическую рапсодию», «Досье на площадь», «Жили-были два брата – Треугольник с Квадратом», создавали сборники задач для сказочных персонажей по теме «Процент», «Дробь от числа», «Пропорция». Все эти задания будят и развивают воображение, фантазию, логическое мышление, заставляют вновь и вновь обращаться к учебнику, к дополнительной литературе.

Проверяя работы, оценивая или не оценивая их (а я ставлю за такие работы только «хорошо» или «отлично»), я узнаю ребят совершенно с другой, новой стороны. Я вижу их восприятие окружающего мира, их неординарность, их нравы и характеры, их желание глубоко или поверхностно работать над предложенной темой, их самокритичность и многое другое. Конечно, эти работы далеки от совершенства, но польза от них несомненна и для ученика, и для учителя, а как любят ребята минуты анализа этих заданий, как восхищаются они своими одноклассниками и их работами! Лучшие работы мы вывешиваем на стенде, составляем сборники. Предлагаю вашему вниманию несколько таких творческих работ.

Ода точке (Гензер Инна)

Точка – начало всех начинаний!

Без точки останешься просто без знаний!

К задачам и смыслу ее присмотрись,

Важностью точки сейчас удивись!

Начнем с геометрии! Там точка – царица!

Прямых и отрезков она мастерица,

Под силу ей также углы и лучи,

И как ты ни топай, как ты ни кричи,

Без точки фигуры не сделаешь ты.

Представим окружность. Где точки ее?

Казалось бы, центр – вот и все?!

Но нет, окружность сама состоит из точек,

Расположенных вместе вокруг одной точки!

Вспомним про точку теперь и в быту!

И здесь про нее я вам расскажу!

Часто заходим мы в магазины,

Много их в городе нашем красивом,

И все их назвать мы можем точно

Торговыми, кстати, точками!

Чтобы сейчас чего-то добиться,

За другими повторять не годится!

Каждый из нас совершенно точно

Должен иметь свою зрения точку!

Вот как важна и нужна нам точка,

На этом, пожалуй, поставим жирную точку.

О точке (Абдульманов Рауан)

Слагают баллады о принцах,

Пишут стихи о любви,

Я оду следу от шприца

Придумал для вас – се ля ви!

Начало всех точка начал.

Присесть кто хотел отдохнуть,

Точку опоры искал,

Чтобы вздремнуть и уснуть.

Просил ее дать Архимед,

Обещал он своим рычагом,

Оставив в истории след,

Планету свернуть кверху дном.

Запятые, кавычки и ноты –  

Точки. Без них жизнь бы стала болотом,

Музыка шла б к нам с трудом.

В геометрии точка – принцесса,

С нее начинается Луч.

Поставим 2 точки на прямой, для интереса,

4 луча и отрезок получим.

Сказ о том, как жили и вовсе не тужили Точки, Прямые и Плоскости

(А. Ищанова)

Жили-были в царстве Стереометрия Точки, Прямые и Плоскости. Жили и дружно, и сплоченно. Всегда поддерживали друг друга в трудных ситуациях.

Точка была самой простенькой из них и очень маленькой. Имела простой характер и внешность без излишеств, но на деле имела весомое значение и была незаменимой. Можно сказать, что известная пословица «Маленькая, да удаленькая» именно про нее. Особенностью ее роли в жизни царства являлось то, что она всегда воссоединяла жителей Стереометрии.

Прямая была бесконечно дружелюбной и бесконечно отзывчивой, с очень тонкой  талией. Ее главной особенностью являлось то, что она любой точкой делилась на два луча.

Плоскость считалась самой главной фигурой. И дело было не в возрасте, не в силе и не в интеллектуальном преимуществе, а скорее, в общественной значимости. Без нее и Точка, и Прямая не ходили ни на одно светское мероприятие.

Кроме маленьких Точек, дружелюбных Прямых и главных Плоскостей в Стереометрии жили милейшие создания – Аксиомы. Они были достойными уважения и всеми любимыми. Вне зависимости от ситуации они были всегда правы. К ним ходили советоваться все жители царства.

Чтобы в царстве не царил хаос, Аксиомы создали законы, которые оберегали и объединяли Точки, Прямые и Плоскости. Законы эти звучат так:

  • Какова бы ни была Плоскость, есть Прямые, которые с ней дружат и, соответственно, не дружат.
  • Три Точки, не имеющие дружелюбных отношений с одной Прямой, могут дружить с Плоскостью, и только с одной.
  • Если две Точки, состоящие в родственных отношениях с Прямой, вступают в дружеские отношения с Плоскостью, то и эта Прямая должна дружить с этой Плоскостью.
  • Если две Плоскости имеют общего друга – Точку, то они должны дружить и с Прямой, которая дружит с этой Точкой.

Эти четыре закона стали Кодексом жизни всех жителей Стереометрии.

➤Вебинар!➤

"Обновление содержания образования:учебная мотивация-основное условие успешного обучения в условиях критериального оценивания".
Организация внеклассной работы по математике
Наталья Тифанциди Директор КГУ «СОШ № 17 с дошкольным мини-центром», с. Панфилова Талгарского района, эксперт ЭС «AСTUALIS: Образование»

Ребята любят подобные задания, уроки занимательной математики и, конечно же, соревноваться. Во время таких соревнований и выявляются одаренные, трудолюбивые, умеющие вести за собой, заинтересованные. Наивысшую радость и удовлетворение дети испытывают от работы, позволяющей им открыть себя, свои способности и возможности. Занятия, на которых нет скуки и страха в глазах детей, приносят много пользы.

Несомненно, очень полезны и интересны ежемесячные заочные школьные олимпиады, текст которых мы размещаем в наших классных уголках. Тут очень важно заинтересовать ребят, обязательно проверять их, а порою и заставить работать над заданиями. Хороший результат дает ребятам много преимуществ: участие в различных интернет-каруселях (в этом году участвовали впервые), учеба в заочных школах и их филиалах при НГУ, ТГУ, МГУ, МФТИ, проработка задач, турниров Архимеда, различных математических регат, публикуемых в прессе.

Интересен опыт проведения математических боев по параллелям. В прошлом году мы провели математические бои среди команд 7-х классов. По результатам этих боев некоторые учащихся были зачислены в классы с углубленным изучением математики.

Очень важно понимать, что учитель лишь до тех пор учитель, пока учится сам. И мы учимся. Учимся на курсах, у методической литературы, учимся друг у друга, учимся на различных семинарах. Необходимо, чтобы между математиками города, района, школы была тесная связь и преемственность. Надо знать, чем дышат, как работают, что имеют в своих «методических копилках» наши коллеги. С этой целью в рамках декады математики мы провели три семинара для учителей города.

Шесть лет на базе нашего лицея проводятся турниры в память о замечательном педагоге В. А. Ли, в которых с удовольствием участвуют учащиеся 9–11 классов. Команды, набравшие наибольшее количество баллов, становятся призерами турнира и награждаются кубком I степени и премиями.

Очень хотелось внести яркую страницу и в жизнь учащихся среднего звена нашего города. Поэтому мы провели фестивали «Юные дарования Астаны».

Содержание фестиваля

Этапы соревнования по математике:

–   Презентация команды на тему: «Математика – царица и служанка всех наук» (продолжительность – 3 минуты, текст распечатать, отдать в жюри).

–   Личное первенство. Тема: «В мире формул и уравнений» (продолжительность – 40 минут).

–   Командное первенство. Решение задач с обязательной устной защитой в жюри (продолжительность – 40 минут).

Этапы соревнования по физике. Тема: «Физический калейдоскоп»:

–   Личное первенство (40 минут).

–   Командное первенство (40 минут).

–   Любой ролик или мультфильм на физическую тему.

Соревновались учащиеся 80 команд. Судя по отзывам учителей и учащихся, эти мероприятия нравятся участникам. Они будоражат, заставляют готовиться по определенным направлениям. Ребята пишут и разыгрывают настоящие спектакли, воспевая самую древнюю, самую таинственную и загадочную из всех наук – математику. С большим увлечением они презентовали геометрические фигуры, показывали клипы и комиксы собственного изготовления. Мы видели неравнодушные лица своих коллег, а значит, и победы их воспитанников. Мы слышали благодарные слова участников и их желание еще и еще раз попробовать в действии свои творческие, артистические и математические способности. Фестивали, на наш взгляд, удались и, конечно же, будут иметь свое продолжение.

Внеклассная работа по математике требует от учителя профессионализма, умения искать и находить все новые и новые формы работы, а главное – желания зажечь огонек интереса в глазах воспитанников.

Источник: журнал "Справочник классного руководителя

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  
У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться