MCFR.KZ Образование

Самовоспитание и самообразование

  • 13 февраля 2019
  • 186
Самовоспитание и самообразование

Помните: дети в классе – это ваше отражение, старайтесь постоянно работать над собой.

Читайте также эту статью на казахском языке 

Самовоспитание и самообразование – высшая форма саморазвития. Если говорить о самообразовании и самовоспитании классного руководителя, то под ним подразумевается сознательная работа по совершенствованию своей личности как профессионала: адаптирование своих материалов к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетенции и непрерывное совершенствование своей личности.

★ ОБМЕН ОПЫТОМ ★

QR-код: новые возможности школьной библиотеки
Самовоспитание и самообразование

В. В. Валентюк

заведующая библиотекой КГУ «Средняя школа № 6» отдела образования акимата г. Лисаковска Костанайской области
В рамках осуществления программы «Цифровой Казахстан» актуальной задачей для библиотек Казахстана является перевод информационных ресурсов с бумажных носителей в цифровой формат. Поэтому создание электронной школьной библиотеки с помощью QR-кодирования – шаг в реализации данной программы.

Факторы, влияющие на процесс самовоспитания и самообразования:

–   формирование общественных идеалов;

–   притязания личности на признание себя в коллективе;

–   ориентация на положительные примеры;

–   создание обстановки здоровой критики и самокритики;

–   внесение в работу атмосферы состязательности.

Направления самовоспитания и самообразования:

–   формирование мнения об их пользе;

–   практическая помощь в разработке данных программ;

–   оказание помощи в уяснении их сущности.

Методы самообразования:

–   самоприказ, самообязательство, самопринуждение, самоубеждение;

–   самовнушение, самопоощрение, самонаказание, самоутешение, самокритика;

–   самоконтроль, самооценка, корректировка плана деятельности;

–   эмоционально-мысленный перенос в положение другого (эмпатия), сопереживание;

–   самоинструктирование, самоподчинение, самонапоминание;

–   самопобуждение (самоубеждение, самоприказ, самопринуждение);

–   самоинформирование;

–   самооранизация (самоконтроль, самоотчет, самоанализ).

Методы самовоспитания: самовнушение, самопоощрение, самонаказание, самоутешение, самокритика, самоутверждение, самоободрение, самоприказ, самооценка, самоконтроль.

Структура процесса самовоспитания и самообразования:

–   потребность изменить себя, усовершенствовать свою личность; самоанализ; самооценка;

–   определение цели, программы и плана деятельности;

–   деятельность, направленная на самосовершенствование;

–   методы, приемы, средства деятельности по ним.

Признаки, характеризующие процесс самовоспитания и самообразования:

–   осознает свой образ жизни, свои достоинства и недостатки, имеет адекватную самооценку;

–   требователен к себе, недоволен собой, стремится стать лучше, осознает необходимость самовоспитания и самообразования;

–   умеет самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи, имеет их;

–   имеет идеалы;

–   имеет определенную программу или план достижения поставленных перед собой целей и задач;

–   знает методики самовоспитания и самообразования, средства и способы работы над собой, владеет ими;

–   конкретно действует в одном или нескольких направлениях своего развития;

–   имеет результаты в самовоспитании и самообразовании.

Самообразование и самовоспитание классного руководителя, педагога будут продуктивными, если:

–   реализуется потребность педагога к собственному развитию, самообразованию и самовоспитанию;

–   педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта (понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений);

–   педагог обладает развитой способностью к рефлексии;

–   программа профессионального развития включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;

–   педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;

–   осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Если говорить о стимулировании самовоспитания и самообразования, то сущность этого стимулирования заключается в развитии потребностно-мотивационной сферы личности и создании необходимых условий для формирования у нее здоровых потребностей и мотивов деятельности.

Объектом стимулирования являются все педагоги независимо от того, насколько интенсивно и эффективно они занимаются самовоспитанием и самообразованием.

Установлено, что наибольшее стимулирующее влияние на учащихся оказывают те педагоги, которые сами занимаются самовоспитанием и самообразованием. В учебном процессе педагоги должны увлекать учащихся своим примером, образом жизни, а не призывами, как надо жить.

Адаптационно-ориентировочный уровень. Базовый, вузовский уровень. Самостоятельное изучение работы классного руководителя. Изучение опыта работы других классных руководителей. Изучение документации классного руководителя. Совместная работа классного руководителя с наставником. Посещение воспитательных мероприятий.

Репродуктивный уровень. Мастер-классы. Семинары классных руководителей. Творческие лаборатории. Педагогические советы и консилиумы. Заседание методического объединения классных руководителей.

Творческий уровень. Самообразование и саморазвитие. Научно-практические и методические конференции руководителей. Педагогические чтения. Августовские конференции. Курсы повышения квалификации. Конкурсы, смотры, фестивали. Классный руководитель – методист в методическом кабинете. Классный руководитель – соискатель.

Самообразование охватывает широкий круг вопросов, однако направленность педагогического самообразования должна быть обращена к изучению таких проблем, тем, предметов, которые учителя в свое время не изучали в педагогических учебных заведениях, но которые для современной школы являются актуальными. В числе таких проблем, составляющих основу педагогического самообразования, могут быть проблемы педагогического общения, индивидуализации и дифференциации обучения, развивающего обучения, модульного обучения, обучения в школах нового типа: гимназиях, лицеях, колледжах. Важным представляется блок проблем, связанных с формированием научного мировоззрения учащихся, их духовной культуры, гражданского воспитания и др. Самообразование каждого учителя строится с учетом культуры умственного труда, знаний индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности. Самообразование учителя зависит от его умения организовать свое личное время, составить индивидуальный план самообразования и реализовать его.

Таким образом, педагог должен знать психологические процессы развития личности, структуру самосознания и самовоспитания личности владеть навыками саморефлексии, самопроектирования своей деятельности по своему самосовершенствованию.

Рефлексия является рабочим инструментом человеческого разума. Это размышление, самонаблюдение, самоизучение, обращение познания человека на самого себя, свой внутренний мир, психические качества состояния; склонность к самоанализу.

Этапы самовоспитания личности и его описание даны в учебнике «Основы общей педагогики» В. В. Анисимова, О. Г. Грохольской, Н. Д. Никандрова (см. таблицу).

Этапы самовоспитания личности

Этап

Элементы самовоспитания

Определение цели

Выделим 3 элемента:

1. Самопознание – изучение самого себя, определение уровня развития интересующих качеств. Определенную роль играет самооценка личности.

У личности есть 3 пути самопознания:

– оценки и мнения других людей;

– социальное сравнение, когда каждый человек сравнивает себя с другими;

– самооценка сравнением «Я – настоящего» и «Я – динамического».

2. Определение идеала («Я – идеальное»).

Вообще, «Я – образ» включает в себя 3 основных компонента:

– когнитивный (познавательной) – знание себя (своих психологических качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. п.);

– эмоциональный – оценка себя, самооценка (самоуважение, самолюбие, себялюбие, самоуничижение и т. п.);

– поведенческий (оценочно-волевой) – отношение к себе (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. п.).

Все 3 компонента действуют одновременно, взаимосвязано, обусловливая целостное представление о «Я – образе».

3. Самообязательство – принятие конкретного плана действий, суммы конкретных качеств и степени формирования, это план работы над собой.

Самопознание – начальная и сложная ступень самовоспитания.

Самопроектирование охватывает определение идеала и самообязательство. Делается это в форме мечты, самообязательств, самообещаний, программного личностного и профессионального роста

Деятельность по выполнению намеченного

Способы воздействия на себя:

1. Самоубеждение и самовнушение. Одним из лучших моментов для самовнушения является время перед засыпанием и пробуждением. Самоубеждение и самовнушение осуществляется по схеме: должен – хочу – могу – есть. Причем результирующая ступень (есть) является наиболее существенной.

2. Самоободрение, самопринуждение, самоприказ. Одно из существенных значений здесь играет вера в себя и в эффективность способов, которые человек выбирает.

3. Самоформирование выступает как установление режима дня своей работы, деятельности, саморегуляции и самоуправления. Это требует воли, уверенности в полезности поставленной цели

Подведение итогов намеченного

Определение результатов приложенных усилий, эффективности работы над собой. Способы воздействия: самоконтроль, самоанализ, самооценка.

Подведение итогов работы над собой в лучшем случае. Подразумевает ведение дневника; в наиболее простом варианте – воспоминание вечером всего, что сделано за день, осмысление своего поведения, анализ в сравнении с принятыми обязательствами


Источник: журнал "Справочник классного руководителя

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  
У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться