Справочник руководителя образовательного учреждения

Учебные занятия в разновозрастной группе мини-центра

26 сентября 2019
432
Средний балл: 0 из 5
Учебные занятия в разновозрастной группе мини-центра

Специфика деятельности мини-центра – это воспитание и обучение детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы (далее – РГ).

Организация педагогического процесса в РГ имеет свои особенности и сложности и требует от педагога

  • знания содержания программы всех возрастных групп;
  • умения соотносить программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников;
  • развитых профессиональных способностей, позволяющих обеспечивать развитие детей в соответствии с их возрастом и индивидуальными возможностями;
  • владения различными педагогическими технологиями.

Анализ практики работы разновозрастных групп показывает, что педагоги постоянно сталкиваются со следующими проблемами:

  • недостаточность знаний психических и физических особенностей детей разного возраста – постоянное общение с младшими ограничивает интересы и кругозор старших детей, в их развитии может наблюдаться отставание;
  • сложности в организации режима дня – в учебной деятельности педагогам приходится тратить в 2–3 раза больше времени, чем в одновозрастной группе;
  • трудности в построении предметно-развивающей среды – требуется разработка концепции для групповых сообществ детей.

С целью оказания помощи воспитателям РГ преподавателями кафедры психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителей было составлено методическое пособие "Организация обучения и воспитания детей разновозрастной группы в условиях мини-центра. Методические рекомендации". Оно предназначено работникам смешанных групп дошкольных мини-центров.

Методические рекомендации помогут воспитателям в проектировании педагогической деятельности в условиях РГ мини-центра.

Учебно-воспитательная работа в дошкольном мини-центре носит программный характер и является обязательной для всех дошкольных организаций, имеющих одновозрастные ("чистые") или разновозрастные (смешанные) группы. Задачи и содержание работы определяются образовательной программой.

Работа по подгруппам является важным условием правильной организации обучения в РГ.

«Actualis: Образование»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Образование»



Осуществление образовательно-воспитательных задач, предусмотренных для разных возрастных групп, организуется в форме трех типов занятий:

  •  Однотемное – общее занятие для всех подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием для каждой подгруппы. К ним легче подготовиться: дифференцировать для каждого возраста программное содержание, подобрать необходимые дидактические пособия.

Например, рассказ по картине.

Требования

  • к младшим детям – узнавать, называть знакомые предметы, отвечать на вопросы: "Кто это?", "Что это?" "Какой?", "Что делает?";
  • к средним – рассказывать об увиденном на картине, описывать предметы, называя характерные признаки, пересказать по вопросам содержание картины;
  • к старшим – последовательно рассказывать об изображенном на картине без помощи воспитателя.

 


Вместе с тем воспитатель смешанной группы не может ограничиться проведением только однотемных занятий. Несовпадение по подгруппам количества занятий в течение дня, их видов по разделам программы, а также поиск лучших условий для обучения новому делают необходимыми так называемые комбинированные занятия, когда одновременно дети занимаются разными видами деятельности: одни считают, другие делают аппликацию (следует помнить, что такие занятия можно проводить лишь с двумя подгруппами).

  • Комбинированное – общее занятие для всех подгрупп по разным разделам.

Его можно проводить в тех случаях, если деятельность детей одной подгруппы не будет отвлекать внимания других. Нельзя, например, с одной подгруппой заниматься пением, а две другие в это время занять рисованием или лепкой.

Характерная особенность – поочередность работы воспитателя с подгруппами. Преимущественное внимание уделяют одной подгруппе, на занятиях с другой – опираются на самостоятельную деятельность, использование полученных знаний и умений.

Педагог должен заранее продумывать, что будут делать младшие дети, пока остальные занимаются. Часто дошкольники в силу необходимости остаются в том же самом помещении, поэтому необходимо научить детей играть в течение 8–12 мин., практически не общаясь друг с другом или делая это лишь в крайних случаях, шепотом.

  • Занятие с одной возрастной подгруппой – проводятся по обычной традиционной методике, в соответствии с программным содержанием и возрастом воспитанников группы мини-центра.

АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Планирование образовательного процесса в разновозрастной группе

Логопедтің жеке сабақ жоспары
Эксперт ЭС «ACTUALIS: Образование»
Педагогический процесс в дошкольных организациях всех видов независимо от формы собственности организуется в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения, Типовым учебным планом дошкольного воспитания и обучения, Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения.
Образовательный процесс осуществляется согласно:
  • перспективному планированию, составленному на основе сквозных тем;
  • циклограммы на неделю.

На основе системы индикаторов для отслеживания уровня развития умений и навыков детей проводится мониторинг в соответствии с возрастом детей.

Педагог, организовывая ОУД в разновозрастной группе, должен задействовать каждого ребенка группы к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.

Для проведения педагогического процесса в разновозрастной группе, должно учитывать следующее:

  • младшие дети позднее включаются в работу и (или) раньше ее заканчивают;
  • старшие дошкольники иначе мотивируются к работе, чем младшие;
  • одновременно организуется самостоятельная деятельность одной группы и совместная с педагогом – другой.

Использование в процессе обучения занятий всех трех типов позволяет воспитателю РГ успешно выполнять программные требования по отношению ко всем детям группы мини-центра.

В целях овладения методикой планирования и успешного проведения учебных занятий полезным является составление воспитателем развернутых технологических карт (конспектов) занятий. Это помогает обратить особое внимание на наиболее важные и существенные моменты в обучении детей разного возраста.

Технологическая карта – это своего рода алгоритм организованной учебной деятельности, обладающий высокой степенью воспроизводимости этапов, управленческих действий воспитателя и деятельности детей, способствующий достижению результата процесса обучения и воспитания.

Она содержит комплекс управленческих действий по организации учебной деятельности на уровне педагога-воспитателя и деятельности на уровне ребенка. Характер тех или иных управленческих действий и деятельности детей обусловлен этапами учебной деятельности.

Образец заполнения Технологической карты.

Правильная организация жизни и разнообразной деятельности детей в разновозрастной группе мини-центра, создание благоприятных условий способствуют всестороннему развитию детей разного возраста.

Источник: Электронная система «ACTUALIS: Образование»

logo
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться