Справочник руководителя образовательного учреждения

Как эффективно провести родительское собрание

  • 12 апреля 2019
  • 314
Как эффективно провести родительское собрание

Одно из важных направлений в деятельности классного руководителя – работа с семьями учащихся, особенно проведение родительского собрания, подготовка.

Читайте также эту статью на казахском языке


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Профессиональная деятельность заместителя директора по ВР
Как эффективно провести родительское собрание
А. Н. Хасенова заместитель директора по УВР ГУ «Средняя школа-гимназия им. А. В. Луначарского с ДМЦ», г. Жаркент

Одним из главных представителей школы перед лицом общественности, учительства, родительской общественности, гостей, посещающих школу, является заместитель директора по воспитательной работе (далее – ВР).

Это специалист, представляющий школу в вопросах воспитания. По тому, насколько образован, организован и собран заместитель директора по ВР, каков стиль его общения с коллегами и воспитанниками, можно судить о многом: является ли он профессионалом в своем деле, есть ли у него союзники в среде педагогов и воспитанников, какое место он занимает в жизни школы.

В своей профессиональной деятельности заместитель директора по ВР имеет широкий спектр функциональных обязанностей. Условно их можно разделить на три группы.

Классное родительское собрание – это эффективная форма одновременного взаимодействия с коллективом родителей всего класса.

Однако часто можно наблюдать такую картину, когда на родительском собрании в классе присутствует 5-6 родителей с тревожно-отсутствующим взглядом, которые обреченно ждут своей участи, а педагог с удовольствием констатирует негативные факты из жизни детского коллектива.

Это приводит к тому, что уже в начальной школе родители испытывают чувство тревожного ожидания перед посещением родительского собрания, а на средней ступени обучения просто перестают ходить на родительские собрания.

Подготовка родительского собрания

1-й этап. Организация родительского собрания.

Этот этап начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. Далее разумно провести собеседование классного руководителя с учителями-предметниками.

Цель этой встречи – персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Совершенно ясно, что родителей интересуют подробные результаты учебной работы их ребенка, именно поэтому, на наш взгляд, учитель должен подготовить сводный лист успеваемости по каждому ребенку отдельно.

При всей трудоемкости этой процедуры она себя оправдывает, так как широко известно, что дневник целостной картины развития ученика в учебном процессе не дает.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы гораздо важнее, чем контроль записей в дневнике учащихся.

«Actualis: Образование»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Образование»



Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах. Завершает организационную часть этапа подготовка оформления классного помещения для проведения родительского собрания.

2-й этап. Подготовка сценария и проведение собрания.

Сценарий и проведение собрания – предмет творчества педагога. Любое собрание должно включать в себя:

  • Анализ учебных достижений учащихся класса.
  • Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе.
  • Психолого-педагогическое просвещение.
  • Обсуждение организационных вопросов.
  • Личные беседы с родителями.

3-й этап. Осмысление итогов родительского собрания.

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей. Все это впоследствии станет предметом размышлений для классного руководителя.

К сведению классного руководителя

Советы:

  • Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
  • Отведите на проведение собрания не более 1–2 часов.
  • Самый прекрасный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
  • Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
  • Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
  • Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).
  • Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
  • Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

  • Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
  • Давать негативную оценку всему классу.
  • Переоценивать значение отдельных предметов.
  • Избирать для общения назидательный тон.

Формы работы с родителями

Индивидуальная консультация

Организация и проведение индивидуальных консультаций необходимо, в первую очередь, когда учитель в начальной школе набирает первый класс. Многие родители, дети которых впервые идут в школу, испытывают робость и беспокойство, определенную тревогу перед посещением школы.

Для того чтобы ребенок легче пережил адаптацию к школе, необходимо организовывать групповые и индивидуальные консультации – собеседования с родителями. Индивидуальная консультация должна носить изучающий характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем.

Чем больше сведений классный руководитель имеет о каждом ребенке, тем больше шансов создать ему нормальные условия для становления.

Тематическая консультация

Инициатива организации тематической консультации может исходить и от учителя, и от самих родителей. Тематическая консультация требует серьезной подготовки со стороны классного руководителя и тех специалистов, которые будут в ней участвовать.

Классный руководитель не должен увлекаться тематическими консультациями. Если вопросы, которые он хочет вынести на консультацию, касаются большинства родителей класса, то лучше обсуждать их на родительском собрании или использовать иную форму просвещения родителей.

Беседа

Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей.

Беседа с родителями необходима для создания доверительной атмосферы, выявления трудных точек соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не выдавать рекомендации или назидать.

Родительские чтения

Родительские чтения – очень своеобразная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя педагогическую проблему, родители могут высказывать свое собственное понимание вопроса, полемизировать с другими родителями, отстаивать свои убеждения.

Родительские вечера

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Непринужденная праздничная атмосфера, отсутствие официоза, добрый юмор способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совета, предлагают поддержку тем, кто в ней нуждается.

Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно и без истерик.

Родительские тренинги

Родительские тренинги – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свои отношения с ребенком, сделать их более открытыми и доверительными и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.

Если в воспитании отдельных детей классный руководитель порой встречается с неразрешимыми проблемами, можно предложить поучаствовать в тренинге не только родителям, но и детям.

Совместное участие в тренинге даст возможность родителям взглянуть на некоторые для них обыденные ситуации глазами самого ребенка и открыть для себя мир, в котором он живет. Такой тренинг называется тренингом родительской эффективности.

Родительский ринг

Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребенка, уровень его реального учебного потенциала.

Некоторые из них считают, что их методы воспитания идеальны и не подлежат коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Родительский ринг готовится в виде ответов на самые актуальные вопросы. Вопросы выбирают сами родители. В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две или более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения.

Игровые тренинги для родителей и учащихся

  • Родителям и детям предлагается совместно придумать свою эмблему участия в игровом тренинге и представить ее всем вместе. Время выполнения задания – 5–6 минут.
  • «Здравствуйте, меня зовут…». Все, стоя в кругу, по очереди говорят свое имя и связанное с ним прилагательное, начинающееся на первую букву имени. Например: Алена – активная, Елена – единственная и т. д. Каждый участник должен повторить имя своего соседа.
  • Участникам игрового тренинга необходимо придумать себе новые имена на время занятий. Каждый выбирает себе то имя, которое ему нравится. Время выполнения задания 6–7 минут.
  • Участники по кругу продолжают фразу и называют свои ассоциации на слово «детство».
  • В кругу поочередно вызываются взрослые и дети, которые должны сыграть роль плачущего человека. Тренер считает: 1, 2, 3 – слезам и горю помоги! Тот человек, на которого пал выбор, должен утешить плачущего и помочь ему справиться со слезами. Время выполнения задания – 10 минут.
  • «Приветик». Каждый из участников должен сказать несколько приятных слов сидящему рядом человеку, закончив его фразой: «Это мой тебе приветик». Время выполнения задания – 3 минуты.
  • «Зеркало». Участникам предлагается разбиться на пары и попеременно демонстрировать с помощью лица определенные эмоции и чувства, например: радость, печаль, злобу, доброту и т. д., которые необходимо не только повторить другому человеку, но и определить, какая эмоция выражалась другим участником. Время выполнения задания – 7–8 минут.
  • «Паровозик». Группа становится в шеренгу друг за другом и выбирает машиниста. Машинист дает свисток, и группа отправляется в путь. Машинист становится во главе шеренги. Его главная задача – уверенно управлять группой и не сбиваться с пути. Задача группы – помогать маневрировать паровозику, чтобы никого из членов группы не потерять в пути. Время выполнения задания – 10 минут.
  • Участники группы садятся друг за другом и пишут друг другу пожелания, водя пальцем по спине. Каждый член группы, не задавая вопросов, должен догадаться, какие слова пишет сидящий сзади. Время выполнения задания – 10 минут.
  • Картина «Опять двойка». Родители должны попробовать нарисовать финал данной картины, но с позиции ХХІ века.
  • Упражнение «Руки». Один из участников встает в круг, ему завязывают глаза, подают руку, он, основываясь на тактильных ощущениях, должен сказать, какой родитель по характеру, мягкий или строгий и т. п.
  • «Угадай ребенка по лицу». Один из родителей с закрытыми глазами по очереди ощупывает лица детей, стараясь угадать своего ребенка. При выполнении упражнения все должны молчать.
  • «Цвет твоего настроения». Закройте глаза и представьте цвет своего настроения. Цвет своего соседа. Сосед подтверждает или опровергает предположение. Действие по часовой стрелке.
  • «Собери пиктограмму». Каждая пара «дети-родители» получает пиктограмму, разрезанную на части, и изображает ее, а другие участники должны угадать. Обсуждение «Когда я или мой ребенок бывает такой?»​

Источник: журнал "Справочник классного руководителя"

logo
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Дорогой гость, заберите Ваш подарок
Бесплатный доступ к журналу "Справочник классного руководителя"
Получить бесплатный доступ