text
MCFR.KZ Образование

Родители и учитель: учимся сотрудничеству

  • 14 марта 2018
  • 121
Родители и учитель: учимся сотрудничеству
Родители и учитель: учимся сотрудничеству

Повышение эффективности воспитания и обучения в большей степени зависит от согласованности усилий и единства требований к учащимся семьи и школы. Поэтому сегодня необходимо углублять взаимодействие семьи и школы, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей.

Организовывать эту работу должна школа. В связи с этим возрастает значение организация работы учителя с родителями учащихся.

Отношения школы с семьей должны строиться на основе уважения к родительскому авторитету, содействия семье в ее духовном обогащении и в повышении положительного влияния семьи на детей. Уважения к себе требуют не только взрослые, но и современные дети. Порой желание малыша отстоять свое собственное мнение мы принимаем за дерзость и невоспитанность.

Со временем непонимание, нелюбовь, обиды, несправедливость (в детском представлении) делают ребенка «трудным». Уважение и искренняя любовь в сочетании с педагогическим мастерством учителя – вот ключ к воспитанию и развитию личности!

Родители были, есть и будут для школьников наиболее значимыми лицами, обладающими обширным арсеналом возможностей влияния на процесс формирования личности ребенка. Современная семья имеет большой интеллектуальный потенциал, и задача учителя – привлечь и умело использовать его.

Основы взаимодействия педагогов с родителями сформулированы В. А. Сухомлинским: «Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если дальше так будет продолжаться», – и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам.

Все, что у ребенка в голове, душе, тетради, дневнике, – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание».

Учитель начальных классов и родители являются основными воспитателями младших школьников. Поэтому эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения работать с родителями, находить с ними общий язык, опираться на их помощь и поддержку.

Одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями учащихся является родительское собрание. Родительское собрание – это школа воспитания родителей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

Чтобы активизировать родителей на родительских собраниях, использую беседы, памятки, советы детей, психологов, педагогов. Такие памятки для родителей можно использовать на разных этапах собрания: в ходе собрания для обсуждения, на этапе решения родительского собрания или в виде памятки, приготовленной для каждого родителя. Родители с интересом обсуждают предложенный материал, с чем-то соглашаются, что-то отвергают. Включаются даже папы, которые чаще всего отмалчиваются.

Данный материал адресую, прежде всего, учителям начальных классов, но он может оказаться интересным и полезным педагогам, работающим с учащимися 5–11-х классов.

ВАЖНО

Дети советуют родителям

  • Не балуйте, вы меня этим портите.
  • Не бойтесь быть твердым со мной.
  • Если вы будите давать обещания, которые не можете выполнить, это разрушит мою веру в вас.
  • Иногда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто позлить вас – не поддавайтесь на провокации.
  • Не расстраивайтесь слишком сильно, если у меня сорвалось грубое слово в ваш адрес. Я не имел в виду ничего плохого… Я просто хотел, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне больно.
  • Не делайте для меня или за меня то, что я в состоянии сделать сам.
  • Не подвергайте слишком часто испытанию мою честность.
  • Относитесь ко мне как к своему другу.
  • Запомните, я учусь, подражая вам, а не подчиняясь нравоучениям.
  • Не пытайтесь отделаться, когда я задаю слишком откровенные вопросы. Никогда не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы. Никогда не говорите, будто вы совершенны и непогрешимы. А то это даст мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
  • Не беспокойтесь о том, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
  • Да, я не могу успешно развиваться без вашей поддержки и одобрения, но к похвалам обычно быстро привыкаешь… А вот к уместному нагоняю, наоборот, никогда не привыкнешь…
  • И, кроме того, я вас люблю. Пожалуйста, попытайтесь ответить и мне любовью тоже.

Кодекс истинного родителя

1.Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают и сами и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.

2.Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.

3.Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.

4.Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуацией в своей семье (даже по мелочам).

5.Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье. Культ спиртных напитков проявляется в том, что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них.

6.Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.

7. Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме.

8. Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.

Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы.

Один день – без нотаций

«Как прожить хотя бы один день без нервотрепки, поучений, взаимных обид?» – часто спрашивают родители. Вот несколько советов. Попробуйте.

1. Будите ребенка спокойно; проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подго­няйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

2. Не торопите: умение рассчитать время – ваша задача, и если это вам плохо удается, то вины ребенка в этом нет.

3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придется много поработать.

4. Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: «Смотри не балуйся»,«Веди себя хорошо», «Чтобы сегодня не было плохих отметок» и т. п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

5. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслу­шайте, это не займет много времени.

6. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.

7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка.

8. После школы не торопите садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.

9. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15–20 минут занятий необходимы 10–15 минутные «переменки».

10. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения.

Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.

11. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то...» Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной, ситуации.

12. Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

13. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.

14. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.

15. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «Ты уже большой» 7–8-летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т. п.

Завтра придет новый день, и мы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным. При желании можно прожить его без нервотрепки и нотаций. (Марьяна Безруких)

Предлагаю «Родительский катехизис» – свод требований, руководствоваться которым предлагаю каждому родителю.

Родительский катехизис, или Законы разумно организованного семейного воспитания школьников

1.Помните, что учение – один из самых тяжелых видов труда, а умственные силы и возможности детей неодинаковы.

2.Нельзя требовать от учеников невозможного. Важно определить, на что он способен в данный момент учебной деятельности, как развивать его умственные способности.

3.Обучение не содействует развитию ученика, если оно требует от него механической работы, заучивания, а не напряжения умственных сил, познавательной активности, мысли и действия.

4.Самый простой метод воспитания, не требующий ни времени, ни ума, – избить ребенка и этим озлобить его или сломить. Исключите опеку, крик, насилие и командно-приказной тон. Они вызывают противодействие детей, психические травмы, подавляют желание и интерес, принуждают искать спасение в обмане.

5.Развивайте интерес, интеллектуальные желания, инициативу и самостоятельность ребенка в учении и во всех его делах.

6.Помните, что по научно обоснованным нормам над выполнением всех домашних заданий ученик 1 класса должен работать не более 1 часа, 2 класса – 1,5 часа, 3–4 классов – до 2 часов, 5–6 классов – до 2,5 часов, 7 – 3 часа, 8–11 классов – 4 часа. Приучите детей пользоваться часами и не позволяйте им сидеть за выполнением домашнего задания больше установленного времени. На выходные и праздничные дни домашние задания не задаются.

7.Не принуждайте ученика писать в черновиках, переписывать выполненное им домашнее задание – это ведет к переутомлению и вызывает отвращение к учению.

8.Не переживайте, если ваш ребенок получил за выполненную работу не такую оценку, как вам хотелось бы. Во-первых, оценка играет воспитательную роль, а во-вторых, это не последняя работа и не последняя оценка.

9.Давайте ребенку возможность самостоятельно познать радость успеха в учении, определить индивидуальную тропинку в умственном труде.

10.Проверяйте выполненные детьми домашние задания, особенно на первом этапе обучения. Но вашими оценками должно быть: «доволен», «не доволен». Можно добавить слово «очень». И будьте уверены, что завтра ваш ребенок будет очень стараться, чтобы вы были им довольны.

11.Здоровье ребенка – хрупкий хрустальный шар, и держат его три атланта: наследственность, образ жизни и среда. Организуйте правильный режим жизни, питания, учебы и отдыха детей.

12.Организуя различные игры и виды неучебных занятий детей, уделяйте внимание физическому развитию и особенно развитию мелких двигательных мышц, пальцев и кистей рук. От этого зависит почерк ребенка, качество рисования, черчения, игры на музыкальных инструментах и т. п.

13.Обязательно замечайте и поощряйте даже малозаметные успехи детей в учении и поведении, используя для этого слова одобрения, поцелуи, различные виды морального и материального поощрения.

14.Отец и мать – лучшие воспитатели и должны влиять на поведение своих детей даже тогда, когда их нет дома.

Помните, что ребенок – зеркало жизни своих родителей. Как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается вся организация жизни семьи, трудолюбие, духовное богатство и нравственная чистота матери и отца.

Будущее принадлежит только детям! Делайте все, чтобы Детство и Будущее ваших детей были прекрасными.

Любви и взаимопонимания, успехов и счастья вам и вашим детям! (Заслуженный учитель Украины П. Щербань)

Ах, эта детская любовь…

Давайте признаем – детская любовь существует! А вот мы, взрослые, часто отказываемся в нее верить и поэтому не готовы правильно реагировать на романтические увлечения сына или дочки. Ухаживая и влюбляясь, наши дети получают первый опыт взаимоотношений с противоположным полом. Малыш только учится любить и принимать любовь от другого человека, у него настоящее чувство, хоть и выглядит это иногда несерьезно.

По наблюдениям психологов девочки раньше начинают обращать внимание на мальчиков, а мальчики могут впервые влюбиться в 7–10 лет.

Соглашаясь с фразой «любви все возрасты покорны», мы часто недооцениваем чувства наших малышей. Какой след оставит в душе ребенка первая влюбленность, зависит и от родителей

Избранник не по возрасту

Пятилетняя девочка с нетерпением ждет, когда придет друг ее отца. Радостная, она бежит, открывает ему дверь. Весь вечер она «мозолит ему глаза», краснеет, а когда он уходит, спрашивает у папы:

– А сколько дяде Володе лет?

– Тридцать.

– Вырасту – женюсь на нем!

Маленькие влюбленные часто бывают непредсказуемы в своем выборе, а возраст для них – вообще понятие отвлеченное, не имеющее значения. Ребенка переполняет романтика. Чувства детей чище, ранимее наших. Поэтому насмешка со стороны взрослых об увлечении не по возрасту может нанести настоящую душевную травму, которая отразится на будущем.

Боязнь выглядеть смешным, растущее ощущение неполноценности способны убить в маленьком человеке само желание любить. Лучше подыграйте девчонке: наденьте ей праздничное платье и предложите вместе испечь пирог к приходу взрослого кавалера – вы-то ведь знаете, что через месяц-другой от пылкой влюбленности не останется и следа.

Семь раз подумай

В разговорах с детьми нужно быть не менее деликатными, чем со взрослыми. Ведь от задушевности мы часто переходим к нотациям. Если десятилетняя дочь поделилась с вами тем, что соседский мальчишка – предмет ее страданий – сегодня во время игры случайно ее обнял, не торопитесь прочесть лекцию на тему «Как нужно общаться с мальчиками». Ведь по сути дела вы учите девочку скрывать свои чувства, демонстрировать «женскую гордость», за которой таится непонятный стыд.

К тому же дети со свойственной им прямотой воспринимают эти уроки гордости буквально, делая вывод, что все представители противоположного пола – враги.

Взрослый лишний

Наша мудрая родительская позиция заключается в том, чтобы наблюдать за детьми и помогать, но никогда не навязывать свои взгляды, сопровождая их преждевременными выводами. Ведь нередко дети сами прекрасно разбираются в своих отношениях. Случайно я стала свидетелем такой сцены:

– Аня! Ты мне нравишься! – признается десятилетний Максим. – Но знаешь, у меня английский, плавание, уроки… Ты скажи: мне стоит тратить на тебя время или нет?

– Трать, – отвечает девочка и, счастливо заливаясь от смеха, убегает.

Детская влюбленность – это еще и неоценимый опыт человеческих отношений. Не столько полов, сколько душ. История знает удивительные примеры роковой любви в детстве.

Маленький Александр Блок гулял с хорошенькой девочкой. Летний сад Петербурга, куда водили их няньки, стал любимым местом игр и встреч. Девочку звали Любовь Менделеева. Когда она выросла, Блок приехал за ней на белом коне. Любовь Дмитриевна стала женой поэта. Его Прекрасной Дамой. Судьба родом из детства.

Конечно, случается, что подружка сына уж никак не похожа на прекрасную избранницу, или избранник дочери вовсе не рыцарь на белом коне. Первый порыв родителей – запретить, не пустить. Но разве можно вообще запретить или заставить любить? Зато можно приучить скрывать свои чувства, прятаться по углам, не доверять родителям, не советоваться с ними. Но «выбить дурь из головы» невозможно без страшных потерь – психических травм, нервных срывов и депрессий.

Мы спешим подстелить «соломки».

Но, как правило, в любви без шишек не обходится: многие подростковые влюбленности неизбежно несчастны. И наши наказы, как когда-то наказы наших родителей, теряют силу перед всемогущими чарами любви. Влюбленный все равно пройдет этот тернистый путь.

Вопрос в том, какую роль мы будем играть в это сложное для него время: друга, с которым можно поделиться самым сокровенным, или врага, от которого хочется поскорее скрыться, убежав из дома. А ведь именно дети, не находящие поддержки и понимания родителей, чаще всего попадают в темные компании.

Чтобы уберечь ребенка от всего непристойного, нужно, как это ни странно, прежде всего, признать его право любить. Независимо от того, пять ему, десять или уже исполнилось пятнадцать. Верить в чистоту чувств, не торопясь надевать на него порочный взрослый кафтан. Испытав настоящее чувство, ребенок сможет сам в дальнейшем отличить его от похоти, от порока. Мы учимся иначе смотреть на наших детей. Смирившись, мы отпустим их навстречу жизни.

Пусть будут счастливы! А сами, перечитывая древние строки, вдруг откроем новый смысл такого знакомого слова – «любовь»: «ЛЮБОВЬ ДОЛГО ТЕРПИТ И МИЛОСЕРДУЕТ… ЛЮБОВЬ ВСЕ ПОКРЫВАЕТ, ВСЕМУ ВЕРИТ, ВСЕГДА НАДЕЕТСЯ. ВСЕ ПЕРЕНОСИТ»

Советы психолога

  • Отнеситесь к чувствам своего ребенка с вниманием и уважением. Не шутите над ними и не отмахивайтесь от его проблем.

Создайте такую атмосферу, в которой ребенок захотел бы поделиться с вами самыми сокровенными мечтами и тайнами.

Если любовь вашего ребенка осталась без ответа, помогите ему справиться с тоской. Используйте этот опыт как возможность научить его преодолевать разочарования

  • Измена, предательство, легкомысленные отношения к его чувствам – все это больно ранит ребенка. Родителям важно вовремя заметить переживания малыша и доверительно поговорить, объяснить причины поведения избранника или избранницы, утешить, ободрить.
  • Если ваш ребенок каждый день меняет объекты любви «до гроба», его очередное увлечение – хороший повод поговорить на тему «Что такое настоящее чувство».
  • Любовь вашего сына или дочки может перерасти и в желание подчинить себе друга. Тактично объясните ребенку, что даже самый любимый человек имеет право на собственные желания, интересы, настроение.
  • Если ребенок начинает тщательно копировать своего избранника (избранницу) во всех проявлениях, в том числе далеко не лучших, при случае сделайте ему замечание. Этим вы поможете формирующейся личности оставаться самой собой.
  • Ваш ребенок учится строить отношения с противоположным полом. Именно от этого периода его развития во многом зависит будущая личная жизнь. Ведь искусство любить едва ли не самое сложное в отношениях между людьми.

Режим дня

Главный фактор здоровья

Попробуем разобраться, что входит в понятие «режим дня», какие его компоненты обязательны для младших школьников, и какие варианты режима можно считать оптимальными.

Что же такое рационально организованный режим дня?

Во-первых, это учеба в школе, точно регламентированное время и продолжительность подготовки домашних заданий, а также творческой деятельности ребенка (в период повышения работоспособности).

Во-вторых, это обязательный отдых на свежем воздухе.

В-третьих, это достаточный по продолжительности сон, со строго установленным временем подъема и отхода ко сну.

В-четвертых, это регулярное и полноценное питание.

Обязательна при этом и соответствующая возрасту двигательная активность ребенка.

Утренняя зарядка.

Особое внимание родителей хотелось бы обратить на важность и оздоровительное значение утренней гимнастики. Она помогает сократить время перехода от сна к бодрствованию. Недаром она называется зарядкой, «заряжая» детей бодростью на предстоящий рабочий день, прогоняя остатки сна. Для занятий утренней гимнастикой можно пользоваться комплексом упражнений, рекомендованных учителем или врачом.

Физиологические исследования показали, что дети, выполняющие каждый день утреннюю гимнастику более работоспособны, бодры, дисциплинированны, чем те, которые пренебрегают ею.

Режим питания.

Перед тем как ребенок пойдет в школу, ему необходим горячий завтрак из двух блюд.

Занятия в школе приходятся, на период наиболее высокой работоспособности, а затем отмечается ее спад. Вот почему вернувшемуся из школы ребенку необходимо непременно пообедать.

Для нормального развития организма ребенка и поддержания его работоспособности на высоком уровне требуется полноценное, сбалансированное по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов питание. Названные вещества содержатся в молочных продуктах, мясе, рыбе, яйцах, овощах, фруктах и ягодах. Эти продукты должны всегда присутствовать в детском меню. Интервал между приемами пищи не должен превышать 3–4 часов.

Большие перерывы между приемами пищи неблагоприятно сказываются на состоянии здоровья ребенка, вызывают утомление снижении работоспособности и головную боль. Не допускается прием пищи урывками, раньше времени, так как это приводит к снижению аппетита. Подобные нарушения в режиме питания могут привести к угасанию пищевого рефлекса и расстройству пищеварения.

Активный отдых на свежем воздухе

Большое место в режиме дня школьника отводится пребыванию на свежем воздухе. Это укрепляет здоровье детей, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, стимулирует обмен веществ и т. п. По гигиеническим нормативам время прогулки для школьников младших классов – 3–3,5 часа в день. Однако столько времени на воздухе проводит лишь 21 % всех детей младшего школьного возраста.

Нередки случаи, когда родители лишают детей прогулки в наказание за плохие оценки. Подобные «воспитательные» меры не только вредят здоровью ребенка, но и не позволяют ему как следует отдохнуть, а значит, лучше учиться.

Домашние учебные задания

Очень важным моментом режима дня является приготовление домашних заданий. Официальное отсутствие домашних заданий на практике совсем не означает, что ничего на дом не задается. Выполнение домашних заданий объясняется, как правило, двумя причинами: с одной стороны, личной инициативой родителей, желающих, чтобы ребенок лучше успевал; с другой стороны – неофициальными рекомендациями учителя потренироваться в чтении, письме, счете.

Наличие домашних заданий, безусловно, свидетельствует о том, что за урок дети не успевают пройти и закрепить весь учебный материал. Часто выполнение домашних заданий затягивается на час, а то и два. Прежде всего, потому, что у ребенка не сформированы навыки самостоятельной работы.

А родители требуют многократного переписывания заданий с черновика на чистовик, заставляют сделать все в один присест, не учитывая, что максимальная продолжительность сосредоточенной работы у младших школьников примерно 30 минут. Для сохранения работоспособности ребенку через каждые 30–45 минут занятий нужны 10–15-минутные паузы, физкультминутки под музыку. Они восстановят внимание, отдалят утомление.

Начинать приготовление уроков нужно с менее трудных предметов, затем переходить к наиболее сложным и заканчивать легкими.

Свободное время

Необходимо, чтобы в режиме дня ребенка было время на занятия по интересам, на чтение, просмотр телепередач и т. п. Кстати, о телевизоре. Исследованиями гигиенистов установлено, что дети проводят у телевизора в среднем до 1,5 часа в день, а третья часть их тратит на просмотр телепередач до3 часов в сутки.

Чрезмерное увлечение телевизором пагубно влияет на состояние здоровья, в первую очередь на глаза, вызывая их перенапряжение. Кроме того, просмотр эмоциональных телепередач перед сном вызывает его нарушения: ребенок долго не может заснуть, сон становится неглубоким, организм ребенка отдыхает недостаточно. Младшим школьникам не стоит сидеть у телевизора более 40–45 минут в день. А детям возбудимым, ослабленным – еще меньше

Смотреть телевизор следует сидя на расстоянии 2–5,5 м от экрана.

Сон

Особенно важен для ребенка достаточный по продолжительности ночной сон. Чем младше ребенок, тем больше он должен спать. Так, первокласснику необходимо спать 11,5–12 часов в сутки, включая 1,5 часа дневного сна.

Чтобы ночной отдых ребенка был глубоким и спокойным, ему нужно соблюдать перед сном элементарные гигиенические правила:

– не играть в шумные и азартные игры;

– не заниматься спортом;

– не смотреть «страшные» фильмы и т. п.

Важно, чтобы время, когда ребенок ложится спать, не зависело от каких-либо внешних причин, его желания или нежелания, а всегда было одним и тем же. Постоянство в соблюдении времени отхода ко сну способствует быстрому засыпанию, более продолжительному и глубокому ночному отдыху ребенка.

Родители тоже люди

Чтобы помочь отцам и детям решать их извечные проблемы взаимопонимания, предлагаем свод наставлений для обоих поколений. Их неплохо было бы вывесить в каждой школе, а может быть и в каждом доме.

Советы родителям

  • Любой ребенок – отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля – заслуживает любви и уважения.
  • Помните, что ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства есть у ребенка сейчас, надо только суметь их разглядеть.
  • Не скупитесь на похвалу. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить персонально, а критиковать как можно более безразлично.
  • Всякое повышение требований начинать с похвалы, даже авансом.
  • Ставьте перед ребенком достижимые цели.
  • Вместо приказаний просите совета или помощи, как у равного или старшего.
  • Позволения учат детей гораздо больше, чем запреты.
  • Помните также, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребенок должен понимать, за что и почему его наказывают.
  • Убедите себя: в большинстве случаев замечания, одергивания, требования просто не нужны

Советы детям

  • Доверяйте родителям – они самые близкие вам люди, только они могут помочь вам, дать хороший совет.
  • Рассказывайте им о своих неудачах, проблемах, горестях.
  • Делитесь своими радостями.
  • Заботьтесь о родителях: у них много трудностей.
  • Старайтесь их понимать, помогайте. Не огорчайте и не обижайтесь на них понапрасну. Они тоже люди, которые могут иногда ошибаться. (Газета «Караван» № 29 19 июля 2002 г.)

Десять заповедей для родителей

Ребенок – это праздник, который всегда с тобой.

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, так ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь – как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Эта та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы сделали твоему.

10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Обращаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Мамы и папы

Быть родителем – значит пройти великую школу терпения. Нам следует помнить простые истины:

  • Дети должны быть для нас не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами, а просто детьми.
  • Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас привычек.
  • Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.
  • Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, дети избавятся от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.
  • Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети будут чувствовать себя некомпетентными, утвердятся в мысли, что стараться бесполезно – требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.

И педагогу, и родителям необходимо подходить к каждому школьнику с оптимистической верой в то положительное, что в нем есть, что можно развить. Помочь ребенку поверить в себя, раскрыть свою индивидуальность, громко крикнуть на весь мир: «Это я! Любите меня!» – вот главнейшая задача семьи и школы. Осуществить эту нелегкую задачу можно лишь при отношениях полного доверия и искренности учителя и родителей.

Такие взаимоотношения закладывают основу правильного воспитания, формируют уверенных в себе детей, любящих себя и мир, в котором мы живем.

Все вышеперечисленное помогает родителям понять, что слабоуспевающий ученик не означает «плохой человек», что родители всегда и во всем должны помогать своему ребенку, что в вопросах воспитания и обучения учитель не прокурор, а их единомышленник. Предложенный опыт работы способствует, по нашему мнению, формированию коммуникативно-воспитательной компетенции родителей и учителей.

Источник: журнал "Справочник классного руководителя"

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Мы в соцсетях
Простите, что мы прерываем ваше чтение

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций и защитить авторские права редакции.
После регистрации у вас будет доступ ко всем материалам и сервисам на портале.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль