Развитие образного мышления у учащихся художественной школы

20
Проблема развития творческих способностей человека всегда волновала педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми.

Развивать творческую активность следует со школьной скамьи. Опыт показывает, чтобы успешно, квалифицированно руководить творческой деятельностью детей, необходимо понимать в целом природу творческой деятельности, знать особенности их психологии. 

      Доказательством тому может служить следующий пример. Рисовать любят все дети без исключения. Они берутся за карандаш и кисть даже тогда, когда их никто к этому не побуждает. Маленькие дети бурно проявляют свою творческую активность и фантазию. Но к переходному периоду (11–15 лет), как показывают наблюдения, творческая активность подростков в изобразительной деятельности резко снижается, а нередко и угасает. Объясняется это рядом причин. И главная среди них – детям не раскрыли элементарных основ изобразительной грамоты.

       Школа имеет возможности влиять на творческий процесс ученика. Педагоги не имеют права полагаться на стихийное вызревание творческих сил ученика, они обязаны формировать художественное мышление начинающего рисовальщика, направлять его и постоянно активизировать его творческую деятельность. Удивление, восторг, открытие красоты в природе – первое и самое необходимое условие для творчества, к которому учащихся можно подвести через аудиторные занятия, пленэрные и домашние самостоятельные работы. А искренность, неподдельность переживаний, по мнению замечательного артиста и художника С. Образцова, – это «горючее, приводящее в действие талант».

      С одной стороны, наша школа – это академическая учеба, во время которой ученики осваивают необходимые качества рисунка и живописи (пропорции, колорит, движение, тон, выразительность языка и т.д.), изучают объективные закономерности  природы, обретают опыт, с другой – это сохранение и развитие индивидуальности, творческих способностей будущих художников. В учебно-воспитательной работе с учащимися мы добиваемся мудрого соотношения между академическим обучением и развитием индивидуальности.

      Творческое начало нарастает постепенно – от элементарного, спонтанного к  творческому мышлению. Рассуждая о том, как активизировать этот процесс в масштабах художественной школы, пришла мысль разработать комплекс домашних заданий, органично связанных с аудиторными академическими занятиями. Постараюсь достаточно лаконично ознакомить с основными положениями и правилами, которые могут быть полезны в организации этой важной для школы работы.

Основные положения и правила

       В положении о художественных школах есть пункт «Педагог вправе требовать от учащихся выполнения домашних заданий», и учащиеся школы Кастеева должны об этом знать.

Педагог должен создать максимальные условия для того, чтобы учащиеся проявляли добровольность в самостоятельной домашней работе.

      Не ставить психологических барьеров в творческой работе учащихся. Способности у учащихся очень разные, и порой бывает трудно установить дозволенные рамки, возможности предела их фантазии. Приведу пример преодоления психологического барьера у взрослых. Одно военное ведомство в совершенно секретном порядке пригласило группу ученых страны на просмотр фильма о молодом изобретателе, который изобрел портативный антигравитационный аппарат. Но не прошло и нескольких секунд, как на глазах у зрителей аппарат взрывается. Ученым предлагают создать нечто подобное. Как ни трудна была работа, но через год аппарат был готов. Правда, весил он более тонны и мог подниматься только на метровую высоту. Но он все же был сделан! И каково же было удивление ученых, когда им сообщили, что показанный ранее фильм был намеренной фальсификацией!  

       Не запрещать работать сверх программы. Настаивать на выполнении учащимся минимального объема работы корректно, убеждением – планомерным, образным, доказательным (на примере мастеров искусства, своем творческом опыте и т.д.). Например: французский живописец Ж.Ф. Милле пахал землю, чтобы прокормить свою семью, и писал картины, которые вошли в историю искусства. Композитор и знаменитый пианист Антон Рубинштейн сказал: «Если я один день не играю, то я замечаю сам, если два дня не играю, то это замечают мои друзья. Если же я три дня не играю, то это замечает публика». Учащиеся должны понимать, что художник, так же как и музыкант НЕ МОЖЕТ ни одного дня без работы, ни дня без рисунка!

      Учитель не должен навязывать своего мнения ученику в его самостоятельной творческой работе и отвергать его предложения. Можно предлагать, советовать – как в выборе темы, так и в ее исполнении. В индивидуальной работе с учеником, при проверке его самостоятельной работы или при руководстве ее выполнением у педагога должны преобладать доброжелательность, снисходительность, но не резкость, неудовлетворенность, раздражительность.

      Исходя из опыта, первые 3–5 работ надо оценивать положительно. Хвалить не только на словах, но и выставлять работы как образец для других ребят на мини-выставках. И уж ни в коем случае не забывать проверять домашние работы. Некоторые преподаватели считают, что в каждой самостоятельной работе надо найти ошибки, указать на них, чтобы ученик исправил или переделал работу. Такой методикой не следует злоупотреблять. Если в первый раз ученик согласился доделать ее, то при повторном предложении он может или перестать работать совсем, или не захочет показывать работы этому педагогу.

      Не бойтесь похвалить ученика! Нужно взять за правило не сдерживать стремления ученика, а в необходимых случаях предлагать ему помощь.

      Очень часто ученики обращаются к педагогу с вопросом: «А можно сделать то или это?». Ответ «нельзя» может быть дан учителем только в том случае, если работа:

а) представляет опасность для здоровья и жизни;

б) не отвечает морали;

в) может нарушить общественный порядок.

Данное правило особенно важно, потому что оно ликвидирует стеснительность учащихся, их неуверенность в родившемся замысле. Если педагог, выслушав идею или просьбу о помощи, пришел к выводу, что помочь в выполнении данной работы не может, он должен указать ученику, к кому лучше обратиться, но ни в коем случае не подвергать его критике.

      Важно научить учащихся проверять свои силы. Прежде чем задать большое количество домашних, работ педагог должен научить детей быстро работать. Этому можно посвятить одно из занятий в начале учебного года. К этому уроку дети должны подготовиться заранее (собрать бумагу разных форматов, различного качества, старые тетради и даже газеты, если нет бумаги). Затем под диктовку педагога выполнить задания-наброски, постепенно сокращая время, отводимое на выполнение рисунков (или этюдов). Начать можно с 10 минут и дойти до 30 секунд (исходя из опыта: за 4 астрономических часа учащиеся успевают выполнить более 50 работ).

      Давать учащимся относительную свободу в выборе тем для домашних заданий.

Решение организационных проблем

      О своих требованиях, которые будут предъявляться к ученикам, необходимо красочно и эмоционально рассказать на первом занятии. Следует приучить детей к мысли, что они должны тренировать себя, свою зрительную память ежедневно (по 20–30 минут), а не в ночь перед занятием.

     На установочном родительском собрании педагог доводит  свои требования до сведения родителей. Желательно помочь родителям советом, как организовать распорядок дня детей во избежание физических перегрузок, а также обратить их внимание на  серьезное отношение к домашним заданиям детей.

      Договориться с ребятами о том, как вести себя, если ученик проболел или забыл тему домашнего задания. В такой ситуации он может:

       а) позвонить старосте или его помощникам по группе;

       б) позвонить в школу и узнать заблаговременно задание у ведущего педагога; 

       в) выполнить работу по произвольно выбранной теме.

       Педагогу необходимо разъяснить тему и требования достаточно точно и подробно, желательно на высоком эмоциональном подъеме. При необходимости давать небольшие подсказки, с целью облегчить «творческие муки» несильным учащимся, у которых сложное задание может вызвать отрицательные эмоции и нежелание трудиться.

       Поощрять лучших учащихся дополнительной оценкой в конце четверти. На старших курсах за безделье можно ставить двойку. (Но с этим методом быть предельно осторожным, стараться не доводить ситуацию до конфликта).                  

       Я хотела бы ознакомить своих коллег-директоров со «скелетом» разработанной системы, на основе которой можно развивать творческое воображение не только детей, но и свое собственное. Поняв суть этой схемы, вы с легкостью сможете сочинять новые задания, которые будут интересными для педагогов и учащихся. Как определить, насколько развито у ребят воображение? Существует множество способов, и у каждого преподавателя свои находки. Предлагаю провести следующий опыт: дайте учащимся задание за одно и то же время выполнить как можно больше эскизов (разных) на одну и ту же тему – «Как мы провели лето», «Полет в космос» и т.д. (Метод называется «методом на исчерпание творческого воображения»).

      Полученные эскизы проанализируйте, сделав вывод об индивидуальных особенностях учеников. Одни учащиеся могут выполнить много разных эскизов, что говорит о развитом воображении. Другие – один и то неразработанный по содержанию и т.д. В практике школы известен случай, когда на приемных экзаменах учащийся по «рисунку» получил «5», по живописи – «4», по композиции – «2». После всех установок, данных на экзамен преподавателем, он не смог нанести на лист ни одной линии. Так и сдал через 3 часа чистый лист бумаги.

      Каждый ребенок – личность. Чем разнообразнее способы ее изучения, тем ближе педагог к решению проблемы развития у учащегося воображения. Естественно, если его методика поставлена на научную основу и известные дидактические принципы обучения: наглядности, научности, систематичности, прочности и индивидуального подхода к учащимся.

      Приведу примерную разработку, направленную на развитие у учащихся воображения на примере темы «Кувшин». 

       В устной образной форме обратите внимание учащихся на какой-либо интересный по форме кувшин. Предложите зрительно изучить кувшин.

      а) Чем необычен этот кувшин? На кого похож? Какой у него характер? Он гордый? Стройный? Злой? Какой? У него толстая шея? Какой звук произносит его горло? О-о-о? У-у-у? 

      б) Сравнить данный кувшин с другими. Провести «опознание преступника-кувшина», подробно описав его внешность.

       в) Послушать рассказы учащихся об их любимых кувшинах, посуде. Каков цвет любимого кувшина, из какого он материала, что в нем хранят?

       Дать возможность изучить постановку из 3–4 кувшинов. Затем через 2–3 минуты закрыть ее драпировкой. По памяти учащиеся должны описать постановку. Какой кувшин больше, меньше, насколько? Какой главнее, темнее, сильнее, грустнее? Почему?

       Выполнить наброски с натуры. Изучить кувшин с разных сторон. Поставить кувшин вверх тормашками, а нарисовать, как если бы он стоял правильно.

       Дать возможности в аудитории изучить постановку из нескольких предметов. Дать задание дома восстановить в памяти изображение и нарисовать. На следующем уроке ученик должен проверить выполненную работу, сравнив ее с натурой.

       Домашнее задание: самостоятельно поставить постановку из трех кувшинов. Сделать наброски с группы предметов с разных ракурсов. Задание: изобразить «предмет сквозь предмет».

       Выполнить творческий портрет кувшина: кувшин-дедушка, кувшин-солдат, кувшин-цапля и т.д. Шарж на кувшин.

       Творческий натюрморт: «Фантастический натюрморт из кувшинов». Творческий городской пейзаж: «Сказочный город из посуды». Творческий интерьер: «Посудная лавка в невесомости». Сюжетная творческая композиция (многоплановая): «Сказочный город из  посуды, в котором живет посуда». (Рисунок выполнить без отрыва карандаша от бумаги.) Кувшин-мама, кувшин-папа, кувшинчики-дети… и т.д.

       Данная разработка может быть использована по любой теме, в более упрощенном или усложненном варианте в зависимости от возраста учащихся и их индивидуальных возможностей, но, в любом случае, необходимо помнить о последовательности планируемых задач:

  • работа с натуры;
  • закрепление знаний о натуре;
  • работа по памяти (простые задания);
  • работа по памяти (задания сложные);
  • работа по представлению;
  • работа на воображение (простые, затем усложненные задачи).

    Можно предложить еще ряд заданий, связанных с развитием воображения.

Учащиеся бездумно, хаотично наносят на лист бумаги «закаляку». Затем меняются с друзьями рисунками. Задание: найти в «закаляке» образ и дорисовать его.

     Составить натюрморт по описанию преподавателя:

     - наковальня, молот, подкова, колесо от телеги (центр композиции – наковальня);

     - грабли, ведро, пучок колосьев (центр композиции – колосья).

     Выполнить рисунок по описанию: «Портрет дряхлого старика с длинными седыми волосами, бородой, усами, с тонким сухим носом, выразительными глазами, глубоко запавшими в глазницы. У старика слегка нахмурены брови, маловыразительный подбородок. Лицо выражает скорбь» и т.д.

      Сочинить ДОМ (интерьер, экстерьер) для: верблюда, змеи, таракана, кошки.

      Сочинить УДОБНУЮ МАШИНУ для: сороконожки, жирафа, крокодила.

      Придумать ВОЕННЫЕ ДОСПЕХИ для: мухи, кенгуру, кентавра, собаки.

      Найти образ в смятой, а затем расправленной бумажке. Выполнить акварелью, тушью…

      Сочинить композицию, в которой контур одного предмета является частью контура другого предмета. Композицию, например, сделать круговую, чтобы можно было  рассматривать ее со всех сторон – это композиция из:

      - животных, рыб, птиц;

      - бытовых предметов;

      - архитектурных мотивов.

      Сочинить творческую композицию (на закрепление знаний по определенной теме) из жизни гипсовых голов; нарисовать череп в трех ракурсах.

      Учащийся берет из двух стопок по одной карточке (в одной стопке –  существительные, в другой – прилагательные). Изобразить образ:

      - существительные – динозавр, свинья, дерево, диван;

      - прилагательные – стеснительный, громкоголосый, задиристый, трусливый.

      Изобразить через портрет бессонницу, хохот, тоску, страх, свист, писк, очень доброе,  очень красивое…

      Изобразить портрет чего-то такого не существующего вовсе, например магамбы, сохоренивки, милисинивихири…

      Изобразить схематично (по воображению) скелет кита, курицы, лошади, крокодила.

      Сочинить динамичную композицию, сюжетную композицию, опираясь на перечисленные объекты и предметы. Простое: яблоки – гусеницы. Сложное: комары – автобус; муравьи – космический корабль  .

      Выполнить рисунок, наброски с натуры. Например: кисти рук, стопы ног. На основе натурного материала сочинить творческий, фантастический образ «многоручки», «многоножки».

       Закрыть глаза. Постараться увидеть изображение (пейзаж, портрет, сюжет и т.д.). Воспроизвести его по памяти. И так далее…

      Думаю, очень важно помнить, что у многих учащихся, работающих самостоятельно, наблюдаются периоды вдохновения и периоды спада. Использование периодов вдохновения для более активного развития способностей имеет очень большое значение. Похвалить, поддержать, даже открыто восхититься работой ученика – значит, продлить волшебный период, сохранить озаренный радостью эмоциональный фон его жизни. И важно к этому постоянно стремиться, чтобы как можно чаще и дольше наши дети жили в состоянии порыва.

       В заключение хочется отметить, что любой творческий процесс зависит от самого человека, от его желания работать над собой. Нетворческий художник-педагог не сможет воспитать у своих учеников творческих способностей, творческого отношения к труду, так необходимых всем людям независимо от их профессии. И поэтому начинать надо с самого преподавателя, с постижения им основ профессии. Если вы сумеете создать в школе такую атмосферу, значит, вашим учащимся очень повезло

Источник: журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» № 12-2009 г.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль