Технология разработки годового плана школы

166
Технология  разработки  годового  плана  школы
Технология разработки годового плана школы
Эффективная, рациональная организация всей школьной жизни, качественное выполнение функций каждым управленцем школы и учителями, успехи учебно-воспитательного процесса зависят от ясности перспектив, конкретности решаемых задач, четкого распределения обязанностей и умелого, оперативного координирования работы.

Все это возможно только при наличии конкретного, продуманного плана работы на каждом участке многогранной школьной жизни.

             Годовой план работы на учебный год – это важнейший локальный акт школы. Он в полной мере должен соответствовать законам Республики Казахстан, Типовому положению об общеобразовательном учреждении и основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, дидактики, психологии, педагогики.

Алгоритм подготовки плана работы школы

1 этап. Подготовка к планированию

         Цель подготовительного этапа разработки годового плана – собрать и проанализировать материалы о влиянии внутришкольного  планирования на результаты обучения и воспитания учащихся.

         На первом этапе менеджер образования систематизирует свои наблюдения за учебно-воспитательным процессом, анализирует материалы, накопленные заместителями, методическими объединениями учителей, руководителями структурных подразделений, советуется с отдельными учителями, встречается с руководителями общественных формирований школы.

         На первом этапе разработчикам проекта годового плана  целесообразно провести анкетирование учителей, руководителей методических объединений и структурных подразделений школы, части учащихся и родителей, чтобы выяснить положительные и отрицательные моменты жизнедеятельности школы за данный учебный год. 

         Важно учитывать пожелания педагогов (анонимный опрос или работа в командах) по совершенствованию всего учебно-воспитательного процесса на предстоящий учебный год, советоваться по всем вопросам жизни школы.

         После проведения анкетирования и анализа его результатов менеджер образования совместно с заместителями группирует собранный материл по разделам плана, выделяя достигнутые успехи и  нерешенные задачи, формулирует пункты плана, определяет сроки исполнения, тщательно подбирает исполнителей.

         На подготовительном этапе директор издает приказ о подготовке проекта плана учебно-воспитательной работы школы на новый учебный год, в котором определяет:

  • Сроки работы по составлению проекта годового плана, ответственных лиц за составление каждого раздела плана.
  • Комплектование рабочих комиссий по подготовке разделов проекта плана.
  •  Способы инструктирования  рабочих комиссий, консультирования педагогов и стимулирования творческих поисков.
  • Анализ и планирование деятельности рабочих комиссий (анализ основных направлений работы школы и ее предварительных результатов; определение основных задач деятельности на новый учебный год; составление перечня основных целевых мероприятий по каждому разделу плана).
  • Порядок аналитической обработки информационных материалов (проблемную направленность; исполнителей, согласование общешкольных мероприятий; координацию вопросов, выносимых на совещания при менеджере образования, заместителях менеджера и педагогического совета).
  • Порядок обсуждения проектов разделов плана работы, представленных рабочими комиссиями, на совещании при менеджере образования (представление проекта раздела плана руководителем комиссии и его защиту; выработку рекомендаций по дальнейшей работе над проектом).
  • Сроки доработки проекта плана работы руководством школы (координацию всех мероприятий по срокам, исполнителям, сведения о  представленных рабочими комиссиями разделах плана в единый проект плана).
  • Сроки предварительного обсуждения проекта работы школы на новый учебный год на педагогическом совете (выработку рекомендаций по его доработке с учетом результатов учебного года, социализации учащихся, организации летнего труда и отдыха).
  • Сроки обсуждения и утверждения годового плана школы на новый учебный год на заседании педагогического совета.
  • Порядок дополнений, уточнений, замечаний и исправлений, внесенных в годовой план после его обсуждения на педагогическом совете.  

На подготовительном этапе директор, его заместители и руководители школьных служб изучают новые нормативные, инструктивные документы, теоретические и методические материалы по вопросам развития и образования в целом и планирования в частности.

Источниками  информационных материалов для подготовки годового плана могут служить:

  • протоколы заседаний совета школы, педагогических советов, совещаний при директоре, заседаний совета администрации, совещании при заместителях директора, школьных конференций, собраний трудового коллектива школы, общешкольных родительских собраний, заседаний общешкольного родительского комитета, общешкольных ученических собраний;
  • справки по итогам проверки школьной номенклатурной доку­ментации (классные журналы, тетради и личные дела учащихся, журналы по технике безопасности и т.д.);
  • материалы психологических и социологических исследований учащихся, их родителей, учителей;
  • справки по содержанию учебно-воспитательной работы;
  • справки по результатам контроля внеклассной работы;
  • итоги диагностики учебных результатов, образовательного мо­ниторинга, итоговой аттестации выпускников;
  • итоги школьных, районных, городских олимпиад;
  • результаты спортивных соревнований;
  • результаты углубленных медицинских обследований учащих­ся;
  • справки по состоянию здоровья учащихся;
  • материалы по аттестации образовательного учреждения;
  • материалы по аттестации и повышению квалификации педаго­гических кадров;
  • итоги летнего труда и отдыха учащихся;
  • справки по состоянию учебно-материальной базы и санитарно-гигиенического режима школы и другие материалы.

      2 этап. Составление проектов плана по основным направлениям

На втором этапе планирования распределяются разделы общешкольного плана между членами рабочей группы для анализа и со­ставления проекта плана на предстоящий учебный год.

При анализе целесообразно выяснить, насколько успешно выполнены в течение учебного года запланированные мероприятия, сумел ли коллектив подчинить все мероприятия главной цели и задачам школы, сложился ли творчески работающий педагогический коллектив учителей и т.д. Одновременно необходимо выявить нерешенные проблемы и при­чины их появления, только после этого можно начинать планировать мероприятия на новый учебный год.

В годовом плане школы должна обеспечиваться внутренняя ло­гическая связь содержания его частей: анализа, задач и меро­приятий.

      Содержание аналитической части годового плана должно глубоко, убедительно и полно рассматриваться в связи с итогами прошедшего года. Мероприятия, содержащиеся в общешкольном годовом плане, должны соответствовать аналитическим выводам на новый учебный год, главным задачам. В процессе планирования осмысливается педагогическая необходимость мероприятия с точки зрения его многоцелевого воздействия на систему.

Очень важно, чтобы план не представлял собой механического соединения полученных составителями материалов, а был бы проникнут единством педагогических взглядов руководства школы и коллекти­ва, взаимосвязанностью разделов работы, имел ясно очерченную координацию действий. План должен ориентировать на  более вы­сокий по сравнению с достигнутым уровень обучения и воспитания, управления школой, стать инструментом сплочения коллектива, способствовать плодотворности сочетания коллегиальности управ­ления с единоначалием.

3 этап. Координация подготовленных проектов по разде­лам в едином проекте плана

На этом этапе планирования анализируется получаемая информа­ция, заслушиваются отчеты о работе членов инициативной группы и руководителей подразделений школы, выявляются причины воз­никающих трудностей и пути их устранения в перспективе. Здесь важно не допустить формализма, так как авторскому коллективу предстоит сделать самоанализ и дать оценку годовому плану и го­довой работе по критерию выполнимости, который с наибольшей полнотой отражает оптимальный характер годового плана. Под критерием выполнимости плана необходимо понимать в данном случае совокупность таких его характеристик, на основании кото­рых реализуется возможность альтернативного отбора наилучших в конкретных условиях планируемых мероприятий и контрольных заданий. Следовательно, оценка школьного плана по критерию выполнимости требует соблюдения при его конструировании ра­зумной плотности плана и в то же время исключения перегрузки его планируемыми мероприятиями. Основой выполнимости являются идеи педагогической целесообразности, достаточности и необхо­димости планируемой работы. Отличительная особенность критерия выполнимости – его связь с другими критериями оптимальности годового плана, такими, например, как значимость целей и задач, выдвигаемых в плане на предстоящий период работы, аналитическое построение плана и единство пла­нируемой работы и средств ее достижения.

Характеристика годового плана по критерию выполнимости предполагает одновременно количественную констатацию фактов выполнения или невыполнения плановых мероприятий и анализ причин возможного невыполнения.

В мае на педагогическом совете директор образователь­ного учреждения предварительно знакомит учителей, а на заседании общешкольного родительского комитета – родителей учащихся с проектом годового плана.

4 этап. Утверждение годового плана на педсовете

Подготовка годового плана, как правило, завершается к концу текущего учебного года, а окончательный его вариант утверждается в августе на первом педагогическом совете нового учебного года. Ведь от того, насколько удачно будут подведены итоги работы за прошедший учебный год, выявлены удачи и недочеты, во многом зависит дальнейший успех в работе образовательного учреждения.

Августовское заседание педагогического совета, посвященное обсуждению проекта плана на год, как бы открывает двери в новый учебный год, задает необходимый деловой тон работе. Хорошо, если администрация школы сумеет за несколько дней до педсовета сде­лать проект плана доступным членам педсовета, чтобы они смогли прийти на обсуждение с определенным мнением. Тогда отпадает необходимость чтения проекта на самом педсовете и высвобождается достаточное время для его обсуждения. Доклад директора должен быть по возможности кратким, конкретным, мобилизующим и воодушевляющим педагогический коллектив.

После обсуждения и решения, которое принимает педсовет, проанализировав все замечания и предложения, директор окончательно редактирует план, утверждает его и издает приказ по школе о его ут­верждении. После прохождения всех процедурных вопросов годовой план приобретает силу нормативного документа, обязательного для исполнения всеми работниками школы. Но это еще не все. Необходимо позаботиться об архитектонике годового плана. Оформляется титульный лист, страницы пронумеровыва­ются (прошнуровываются). На титульном листе указывается дата принятия плана педагогическим советом, дата его утверждения директором (подпись директора и печать школы). План печатается в необходимом количестве экземпляров: первые экземпляры – для хранения в номенклатуре дел школы и учредителя, рабочие – для руководителей школы.

План работы школы должен быть доступен для всех участников образовательного процесса. Многие руководители, имея локальную сеть в школе, используют в своей повседневной работе годовой план в электронном виде. Это удобно, современно и экономит время.

В целом успех внутришкольного планирования работы школы на предстоящий учебный год зависит от единства и эффективности осуществления каждого этапа разработки плана в отдельности и всех вместе. В их осуществлении – залог успеха рационализации школьных планов, а также совершенствования всей работы педаго­гического коллектива на демократической основе.

Структура годового плана работы школы

         Процесс структурирования годового плана работы школы в настоящее время не регламентируется вышестоящими органами образования. Согласно законодательству выбор форм и методов управленческой деятельности руководителями школы – их прерогатива. В современных школах можно увидеть самые разнообразные варианты составления годового плана. Пла­нирование можно осуществлять по следующим основаниям: по кол­лективам, процессам, видам деятельности, формам организации.

        Если отбор компонентов в структуру годового плана осуществлять по коллективам, то его разделы могут быть представлены следующим образом:

  • работа с педагогическими кадрами;
  • работа с ученическим коллективом;
  • работа с родителями и общественностью;
  • работа с руководителями школы.

        Если за основу отбора компонентов годового плана школы как системы положить процессы, то в его структуре необходимо будет выделить следующие разделы:

  • организация учебно-воспитательного процесса;
  • организация внеурочного воспитательного процесса;
  • организация дополнительного образования учащихся;
  • управление инновационными процессами в школе;
  • руководство и педагогический контроль за учебно-воспитатель­ным процессом.

        Структурирование годового плана школы по видам деятельности определяет необходимость выделения в нем следующих разделов:

  • педагогическая деятельность;
  • диагностико-коррекционная деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • развивающая деятельность;
  • игровая деятельность;
  • научно-исследовательская деятельность;
  • трудовая деятельность;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • управленческая деятельность.

        Возможен выбор компонентов годового плана и по иным осно­ваниям. Главное, чтобы они были взаимосвязаны, взаимно-до­полняемы и не дублировали друг друга, чтобы они представляли собой целостность. В частности, нет необходимости исключать из практики традиционный подход – отбор разделов по направлениям деятельности школы:

  • работа по обеспечению обязательной образовательной подго­товки учащихся;
  • социальная защита учащихся;
  • работа с педагогическими кадрами. Повышение квалификации педагогов;
  • внеклассная воспитательная работа с учащимися;
  • совместная работа школы с родителями и общественностью;
  • финансово-хозяйственная деятельность;
  • укрепление материально-технической базы школы;
  • система внутришкольного контроля;
  • организационно-педагогические мероприятия;
  • опытно-экспериментальная работа в школе.

Многие школы успешно работают по следующим направлениям:

  • сохранение и укрепление здоровья учащихся;
  • работа над созданием адаптивной модели школы на основе личностно-ориентированных технологий;
  • совершенствование управления качеством образования на ос­нове изучения индивидуальных особенностей учащихся;
  • повышение качества образовательного процесса путем создания эффективной системы психолого-педагогического мониторинга за развитием учащихся;
  • создание концептуальной модели управления образовательным учреждением;
  • построение модели воспитательной системы на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся.

Структура годового плана работы школы может быть подвижной, многовариантной и включать в себя наряду с традиционными разделами и дополнительные, в зависимости от типа образовательного учрежде­ния, его традиций. К разряду обязательных разделов годового плана целесообразно отнести следующие блоки.

Раздел I. Аналитико-информационный блок

  • Анализ деятельности по основным направлениям за прошедший учебный год.
  • Характеристика показателей, определяющих функционирование и развитие системы, выявляющих несоответствие между фактичес­ким и прогнозируемым состоянием, противоречия, проблемы, их причины, тенденции развития.

Раздел II. Целеполагающий блок

  • Основные направления деятельности.
  • Задачи конкретного этапа развития.
    Раздел III. Программный (содержательный) блок
  • Реализация целей, выполнение задач.
  • Разрешение проблем, противоречий.
  • Актуализация программы развития, целевых программ.

План может содержать Приложения. Например, такие:   

  • Образовательная программа школы.
  • Учебный план школы.
  • Планы структурных подразделений: библиотеки, логопеда, пси­холога, социального педагога, методических объединений, научно-методического совета и др.
  • Планы общественных формирований, родительского комитета, совета школы, попечительского совета и др.

Источник: журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» 
 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль